Совет Министров Республики Беларусь принял постановление №184 от 30 марта 2020 года «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке», в котором помимо прочего, в предусмотрены следующие меры:
1. Юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающим услуги, не допускать повышения цен (тарифов) выше 0,5% ежемесячно. Повышение цен (тарифов) выше установленного в части первой настоящего пункта предела допускается только по согласованию с Комиссией.
2. …Считать несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 1 апреля 2020 г. (без учета снижения цен на время проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей), грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством.
Эксперты адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» (SP&P) проанализировали данное постановление и представили несколько поясняющих тезисов для частного бизнеса.
П. 2 Постановления распространяется на всех частников (товары и услуги, не включает аренду).
П. 2 Постановления начинает работать со вступления в силу Постановления Совета Министров (а это, минимум, 02.04.2020, а если правила опубликования не изменились в связи с коронавирусом, то и вовсе 03.04.2020, так как на портале pravo.by акт опубликован только 02.04.2020).
Учитывая тезис 2, если цены были изменены до момента вступления в силу (например, 31.03.2020), то именно эти цены будут браться за основу при проверке соблюдения уровня роста 0,5% в месяц (см. оговорки в тезисах 5 и 6).
Продажа по ценам выше установленного уровня роста возможна только через согласование с Комиссией СовМина (срок рассмотрения вопроса Комиссией: 2 рабочих дня).
Согласно п. 3 Постановления для организаций розничной торговли цены фиксируются по состоянию на 01.04.2020. Это означает, что если в рознице (в магазине) по состоянию на 01.04.2020 представлен товар по определенной цене, то далее эта цена увеличиваться не может (независимо от закупочной цены и т.п.).
Организациям розничной торговли лучше воздержаться от любого повышения розничных цен выше уровня 01.04.2020. Пока непонятно, имеет место неточность формулировок или так и было задумано, но, при буквальном прочтении, данная норма не предполагает возможности повышения цен даже на 0,5% в месяц (ждем разъяснений).
Учитывая тезисы 5 и 6, организации розничной торговли, скорее всего, не возьмут товар у оптовиков по новой цене, если он: 1) присутствовал в рознице на 01.04.2020 и 2) цена оптовика превышает цену в рознице на 01.04.2020 (иначе розница будет продавать себе в убыток).
Несоблюдение ассортиментного перечня товаров, превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 01.04.2020 может повлечь административную ответственность по статье 12.17 КоАП.
Остается открытым вопрос, какие инструменты будут применяться на практике для обеспечения соблюдения норм постановления со стороны частного бизнеса, в частности будет ли расцениваться данное постановление как введение государственного ценового регулирования (возвращаясь к вопросу Указа № 72) и применяться ст. 12.4 КоАП. Не исключаем, что в ближайшее время мы увидим совершенно новые инструменты
Состав экспертов
Елена Сапего, адвокат, партнёр SP&P
Антон Новицкий, адвокат, руководитель направления SP&P
Татьяна Игнатовская, адвокат, партнёр SP&P