Проектом дорожной карты по развитию цифровой торговли в ЕАЭС на 2019–2020 годы (в ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения) уже с 2019 года могут разрешить интернет-торговлю алкоголем, табачными изделиями, лекарствами и ювелирными изделиями, сообщает РБК.
На данном этапе работы над «картой» собираются мнения представителей бизнеса о проблемах, мешающих развитию субъектов цифровой торговли, повышению их присутствия на рынке стран ЕАЭС и выходу на глобальные рынки.
Авторами рекомендаций для дорожной карты являются представители электронных торговых площадок и ассоциаций, секторов b2b и b2c, производители товаров, провайдеры логистических и платежных услуг.
Суть предложений
Как следует из документа с рекомендациями, объем продаж через иностранные торговые площадки на территории ЕАЭС растет в среднем на 30% в год, но при этом в государствах — членах союза действуют ограничительные практики, не позволяющие локальным игрокам получить максимальные преимущества от участия в цифровой торговле.
В частности, на территории стран союза действует прямой запрет на оборот ряда товаров: алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных препаратов, ювелирных изделий. Но запреты на онлайн-торговлю этими товарами «оказались малоэффективными, данные товары продаются через интернет в обход действующего законодательства», отмечается в документе.
«В результате добросовестные продавцы теряют важнейший канал сбыта, <...> потребитель может получить товар, не соответствующий требованиям безопасности, а бюджеты стран теряют доходы», — говорится в нем.
Читать также: Ритейл в Беларуси: итоги развития розничной торговли за первое полугодие 2018 г.
Авторы рекомендаций предлагают не запрещать торговлю алкоголем, табаком, лекарствами и ювелирной продукцией, а ввести лицензионные правила и установить требования к организациям, торгующим этими товарами через интернет. «Например, возможна реализация запрещенных на данный момент товаров только через специализированные веб-сайты. Кроме того, можно разрешить доставку спорных товаров, например термофильных препаратов (требуют особого температурного режима при хранении. — РБК), или дорогостоящих ювелирных изделий только специализированным логистическим операторам, имеющим определенную лицензию и необходимые технические средства для перевозки», — прописано в документе.
Читать также: «Food-ритейлерам нужно наконец начать дифференцироваться и развивать сервисы»
Последствия
Авторы инициативы уверены, что легализация торговли в интернете алкоголем, табачными изделиями, медикаментами и ювелирными изделиями «поможет сократить долю контрафакта, повысить качество и конкурентоспособность товаров, увеличить доходы добросовестных продавцов».
Кроме того, если ограничения на онлайн-продажи для указанных категорий товаров снимут, это позволит значительно увеличить объем рынка интернет-ретейла. В Беларуси по данным МАРТ доля интернет-торговли в общем товарообороте в 2017 году составила 3,4%.
Читать также: 5 главных вопросов о беларусском e-commerce и ответы на них
Ранее по инициативе ООО «Евроторг» (владеет онлайн-гипермаркетами «Е-доставка» и «ГиперМолл») уже неоднократно поднимался вопрос по поводу торговли спиртным через интернет.
Читать также: МАРТ инициирует снятие запретов на интернет-торговлю некоторыми видами товаров
В начале 2016 года ритейлер активно лоббировал разрешение онлайн-торговли алкогольной продукции. Однако МАРТ выступил против снятия ограничений с продаж алкоголя в интернет-магазинах страны. Против торговли спиртным через интернет выступил также и глава МВД Игорь Шуневич.
Читать также: Что, где, сколько и как покупают беларусы в интернете. Исследование e-data.by