Белорусский ритейл вступил в стадию бурного роста

23.01.2014
643
Белорусский ритейл вступил в стадию бурного роста

По данным Министерства торговли, в 2013 году иностранные инвестиции в белорусский ритейл выросли в два раза по сравнению с 2012-м годом и составили $300 млн.

Основные инвестиции направлены на строительство новых торговых объектов и комплексов. Быстрее всего развивается продуктовый ритейл.

По данным Минторга за 2013 год, количество магазинов в Беларуси увеличилось на 1043 и составляет 40690. Торговая площадь магазинов увеличилась на 175,3 тыс. кв. м и составила 3 млн. 882,9 тыс. кв. м. Количество торговых центров увеличилось на 17, рынков – сократилось на три.

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 населения к концу года достигла 466 кв. м. На начало 2013-го года данный показатель в среднем по Беларуси был равен 440 кв. м., а по Минску более 700 кв.м. Согласно планам Минторга к 2016 году обеспеченность площадями должна вырасти до 600 кв.м.

Для сравнения, в США данный показатель превышает 1000 кв.м, а среднеевропейский – 850 кв.м.

По данным исследования компании Enterlnvest, для сегмента продуктовой розницы в Беларуси характерно увеличение доли крупных компаний в общем объеме и сокращение доли государственных.

Основные тренды белорусского ритейла на ближайшие годы

- По-прежнему будет наблюдаться рост действующих сетей.

- Приход на рынок новых игроков (Mart Inn, Green и др.)

- Наиболее высокими темпами будет развиваться сегмент торгово-развлекательных центров.

- Ритейлеры будут активно развивать СТМ.

- Новый закон о торговле приведет к изменениям правил игры в коммерческой деятельности.

Среди лидеров белорусского рынка продовольственного ритейла ‑ «Евроопт», «Корона», «Родная сторона», «Гиппо» ProStore, «Белкоопсоюз», «Алми», «Соседи», «Тропинка», «Рублевский» и «Веста».

Эксперты прогнозируют экстенсивный рост ритейла в Беларуси еще несколько лет. После этого, когда насыщение рынка будет достигнуто, начнется борьба ритейлеров за потребителя.

Однако уже в прошлом году некоторые игроки рынка помимо продуктовой или ценовой рекламы, провели ряд имиджевых компаний, что свидетельствует об увеличении конкуренции в данном сегменте в Минске.

Ролик сети «Гиппо»

Ролик «Евроопта» с учасием Максима Мирного

По данным компании Nielsen, в 2013 году 11% покупателей готовы сменить магазин для закупок из-за привлекательных промо-предложений. В ближайшие годы доля таких потребителей с ростом конкуренции сетей будет только увеличиваться.

Ключевыми параметрами для покупателя сегодня являются наличие в продаже всего необходимого (ассортимент), широкий выбор свежих продуктов, наличие в ассортименте премиальных брендов, удобство парковки и комфорт при совершении покупок.

Общественное питание

По данным Минторга, на начало прошлого года работало 12.065 объектов общественного питания на 749,3 тыс. мест, в том числе 7.401 — общедоступной сети на 338 тыс. мест. Обеспеченность местами на 1000 человек составила 35,7 (по Минску — 37) при нормативе не менее 40 мест, по Минску — не менее 45 мест. Количество объектов общественного питания за год увеличилось на 400 единиц, на 17 тыс. мест, в том числе открыто 23 новых объекта придорожного сервиса.

Интернет-торговля

На конец 2013 года в торговом реестре Беларуси было зарегистрировано 6,4 тыс. интернет-магазинов. В начале года их число было чуть менее 5 тыс. Удельный вес интернет-торговли в общем объеме розницы вырос с 0,7% в 2010 году до 1,03% ‑ в 2013-м.

По теме: