В Беларуси заканчивается бум строительства крупных торговых центров. Многие из них планируют открыться в ближайшее время, а некоторые еще строят стены. Однако эксперты уже прогнозируют потерю интереса потребителей к данному формату шоппинга.
Отказ от похода в моллы — глобальная тенденция. Так 15% американских торговых центров закроются или перевоплотятся в нерозничное пространство в течение ближайших восьми лет, говорится в исследовании аналитической компании Green Street Advisors. Председатель консалтинговой компании Davidowitz & Associates Говард Давидович настроен ещё радикальнее — он уверен, что закроется или сменит свои функции половина моллов.
Каковы основные признаки того, что торговые центры, какими мы их знаем, умирают?
Покупатели предпочитают доставку на дом
По всему миру продажи в магазинах все еще больше онлайн-продаж, но первые растут значительно медленнее вторых. Особенно тенденция заметна в американском ритейле. Общий объем розничной торговли в США за 2015 год вырос на 1,4% и составил $4,7 трлн. 7,3% от этой суммы пришлось на онлайн-продажи.
Читать также: В США объем онлайн-торговли опередил оффлайн
Главную угрозу для торговых центров представляют крупные онлайн-магазины вроде Amazon и его конкурентов. Один из самых быстрорастущих американских стартапов Instacart позволяет пользователям заказать в разных магазинах продукты, которые будут доставлены вместе менее чем за час. За три года существования компания начала работать в 18 городах США, привлекла $250 млн и вошла в клуб единорогов — сегодня Instacart оценивается в $2 млрд.
Трафик не восстанавливается после кризиса
Трафик розничных магазинов в США резко упал в 2008 году во время финансового кризиса, но за последующие годы часть посетителей так и не вернулась. По данным исследовательской компании ShopperTrak, поток покупателей в предпраздничные и праздничные дни в торговых центрах в 2013 году упал на 50% по сравнению с 2010-м. Если в 2006 году в среднем посетитель торгового центра заглядывал в пять магазинов, то сейчас — всего в три.
Подростки не ходят в торговые центры
«Я отвечал на все вопросы девушки, проводившей опрос. Она спросила про возраст, я ответил, что мне 26. Только тогда я понял, почему она была такой настойчивой и никак не могла оставить меня в покое — вокруг не было никого моложе меня. Везде были одни старики — они ходили по кругу, сидели на скамейках, играли в карты, и ни у кого из них не было пакетов с покупками», — так журналист Майк Найджел описывает своё впечатление от посещения торгового центра сети Dillard. Его наблюдения подтверждает 18-летняя издательница журналов о модной культуре Оушен Плизант. «Раньше было модно ходить в торговый центр и развлекаться там со своими друзьями. Понятия не имею, как это вообще могло быть модным», — цитирует её выступление на нью-йоркской конференции Fashion Digital издание Quartz.
Если раньше молодые люди воспринимали моллы как пространство, где можно весело провести время с друзьями, то миллениалы предпочитают тусоваться в Instagram и Snapchat. Своеобразный взгляд на проблему предлагает один из пользователей платформы вопросов и ответов Quora: «Большинство охранников торговых центров испытывает неприязнь к большим компаниям подростков, считая, что они склонны к кражам и насилию. В результате их строгости более взрослые посетители получают удовольствие от покупок, но бизнес, охотящийся за подростками, не хочет открываться в моллах».
Новые торговые центры перестали открываться
По данным исследовательской компании CoStar Group, количество ежегодно открываемых торговых площадей в США к 2014 году снизилось на 87% по сравнению с 2006 годом. «С 2006 года мы не открыли ни одного отдельно стоящего торгового центра, занявшего существенную позицию на рынке. И это неудивительно, — считает Говард Давидович. — В будущем выживут лишь люксовые торговые центры, такие как Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus. Они уже бросили свой якорь и могут выстоять. Центры среднего звена исчезнут из-за своей бессмысленности».
Шоу-румы впечатляют покупателей больше
Люди по-прежнему хотят рассматривать, примерять или трогать вещи, которые собираются купить. Председатель гонконгской компании Lan Kwai Fong Group, управляющей недвижимостью, Аллан Земан уверен, что в ближайшем будущем большинство розничных точек превратится в шоу-румы. По его мнению, молодые люди любят искать и выбирать одежду в моллах, но не совершают там покупки.
Читатьтакже: Мировой ритейлер цифровой электроники Media Markt меняет концепцию торговли
«Прямо в магазине покупатели проверяют онлайн, можно ли найти эту вещь где-то дешевле, и если да, то откладывают покупку до завтра», — рассуждает Земан и советует иметь в виду эту покупательскую привычку, открывая новые торговые точки. Чтобы удержать покупателей, использующих магазины как демонстрационные залы, торговым центрам придётся придумать, как производить на посетителей незабываемое впечатление.
Читатьтакже: Как автомобильные бренды продают машины в обычных торговых центрах
Рестораны популярнее магазинов
Раньше при строительстве торговых центров 70% помещений отдавалось под торговые площади, а 30% — под рестораны. Сегодня, чтобы подстроиться под новые потребительские привычки молодых покупателей, моллам придётся поменять эти пропорции местами, считает Аллан Земан (Lan Kwai Fong Group).
Читатьтакже: Как ритейлерам противостоять конкуренции с местами общественного питания
Будущее торговых центров за развлечениями, а не продажами, уверен эксперт. «К счастью, людям всё ещё надо иногда выбираться из интернета, чтобы поесть и хорошо провести время, и ритейлу придётся подстроиться под эти потребности», — заключает Земан.
Читатьтакже: Shoppertainment или Как увеличить оборот и продажи через развлечения во время шопинга?
По материалам «Секрет»