Такое мнение высказал руководитель отдела исследований и анализа рынка недвижимости стран Балтии Newsec (Литва) Кулбокас Миндаугас на прошедшем недавно I Белорусском форума девелоперов, пишет Megapolis Real.
Основываясь на своем прибалтийском опыте, эксперт предостерег беларусских девелоперов от стремления получить в свой пул арендаторов этот шведский бренд. «Радуйтесь, девелоперы, что пока его нет на рынке — он снимет с вас штаны! И еще попросит проинвестировать свои площади», — сказал Кулбокас Миндаугас.
Читать также: Рынок коммерческой недвижимости Минска пошел на спад
По его словам, когда первый H&M только открылся в странах Балтии, оборот на квадратный метр составлял $270-280 в месяц. Но бренд стал открывать и другие точки с одинаковой продукцией, и покупатель стал выбирать локацию, поэтому оборот на квадратный метр в ТЦ упал на $120.
«Если у вас аренда — процент от оборота, ситуация не такая уж и радостная. Но если у вас не работает концепция и все равно нужно вкладывать деньги в развитие, то привлечение H&M — хорошее решение. Но если концепция работает, причем вы уверены, что будет работать еще 3-4 года, H&M вам не нужен», — сказал Кулбокас Миндаугас.
Читать также: «Торговый центр — это не архитектура, здания и парковки, это коммуникационный бизнес»
Напомним, что шведский ритейлер планирует в будущем году открыть один или несколько магазинов в Беларуси. По последним данным уже зарегистрировано юридическое лицо ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц Бел». Представители компании в данный момент ведут переговоры с владельцами ряда торговых центров, однако ни с каким из них пока не достигнуты договоренности.
Читать также: H&M подбирает площадки для открытия своих магазинов в Беларуси
В число наиболее вероятных претендентов попадают все современные ТРЦ, которые были введены в последние 5 лет. Это такие объекты, как Dana Mall, Galleria Minsk, Green City и DiaMond City.
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И УГРОЗЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ БЕЛАРУСИ
1. Рыночные «диктаторы» (Inditex, H&M и другие) уменьшают количество магазинов и увеличивают площади в одном торговом объекте.
В свою очередь food-операторы (Maxima, Rimi, LIDL и др.) объявляют новую тенденцию снижения торговых площадей.
Гипермаркеты сегодня не только уменьшают торговые площади, но и выносят часть площадей (100-150 кв.м.) наружу для быстрых покупок.
2. Крупногабаритные продукты покидают торговые центры — новые возможности для торговых площадей.
В основном это бытовая техника, так как людям неудобно отвозить ее домой, да и зачем, если можно заказать в интернете с доставкой и еще получить скидку.
3. Урбанизация и осторожная экспансия в регионы.
В странах Балтии идет массовая миграция из регионов в более богатые страны в поисках лучшей жизни, либо переселение в крупные города. Соответственно ритейлеры с большим недоверием смотрят на расширение в регионах.
4. Дигитализация — переход в цифру.
Опасность этой тенденции для собственников ТЦ в том, что сложно просчитать оборот на квадратный метр.
Сегодня люди приходит в оффлайн-магазин, чтобы выбрать товар, а заказывают его через интернет. То есть они используют площадь магазина, но не оставляют там денег, и оборот уходит в виртуальное пространство.
В итоге собственник ТЦ остается ни с чем, ведь в большинстве случаев аренда рассчитывается именно от оборота на квадратный метр. Уже сегодня работают магазины, где можно забрать товар, ранее заказанный в интернете — это уже не ноу-хау, причем это достаточно большие по площади точки.
По его словам, сегодня важно изучать потребности и привычки покупателей, ведь новое поколение – люди совершенно иного формата. 73% своего свободного времени они проводят в девайсах, и хотят того собственники ТЦ или нет, им придется подстроиться под ритм жизни своих покупателей.
5. Снижение лояльности клиентов нового поколения
Главный принцип нового поколения — я свободен от всего. У этих людей нет «якорей»: они не хотят покупать квартиру — им удобнее арендовать, они не хотят думать про политику, гордиться страной – им все это неважно.
У них достаточно локальный интерес ко всему: есть город и район, в котором я живу и все. Эти люди с легкостью меняют районы, города, страны.
И это очень важная тенденция, так как у таких покупателей нет лояльности, ее в принципе невозможно сформировать – это поколение покупателей-королей у них совершенно иное отношение к жизни. Они не понимают, зачем иметь что-то свое, если постоянно можно что-то менять?