Недавно прошел VII Питерский форум «Белые ночи РСТЦ 2025», который является площадкой для обмена опытом и знаниями между специалистами отрасли, обсуждения современных трендов и инноваций.
Среди экспертов участие в форуме спикером выступил Партнёр и исполнительный директор NAI Belarus, Официальный представитель РСТЦ в Беларуси Андрей Алешкин. Он рассказал о состоянии рынка торговой недвижимости Беларуси, а также роли и месте российского ритейла в нем.
Ситуация на рынке и перспективы
В Минске порядка 1600 тыс. кв.м валовой арендной площади в современных торговых объектах различных форматов. Еще порядка 1300 тыс. кв.м в региональных городах Беларуси, из которых около 900 тыс. кв.м приходится на областные центры. В различной стадии строительства в регионах Беларуси находится еще 15 крупных объектов торговой недвижимости, суммарная площадь которых составит порядка 160 тыс. кв.м.
Влияние российских ритейлеров на белорусский рынок
- Обеспечивают валовую загрузку площадей в 5-7%, а по некоторым объектам и значительно больше - до 12-15% арендной площади.
- Российские ритейлеры заполняют некоторые ниши, которые были бы или почти не представленные на рынке, или представленные с минимальной конкуренцией. Например, «Галамарт» и Fix Price в сегменте доступной бытовой мелочевки, «Спортмастер» в секторе спорттоваров, «Золотое Яблоко» и «Лэтуаль» в мультибрендовом парфюмерно-косметическом сегменте.
- За их счет обеспечивается более широкое представительство фэшн- и иных брендов в регионах, куда не идут мировые бренды.
Результаты присутствия российских ритейлеров
Российские торговые сети оказали позитивное влияние на развитие коммерческой недвижимости Беларуси. Их присутствие способствовало росту и структурированию розничного рынка, а также дало ценный практический опыт собственникам торговых объектов и их представителям.

На примере ТРЦ Galileo можно утверждать, что недавние открытия и обновления магазинов сетей «Спортмастер», «Лэтуаль», Gloria Jeans и группы компаний Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic) внесли свежие акценты в концепцию объекта и стали стимулом для других арендаторов, многие из которых за время низкой конкуренции утратили динамику и потребность в адаптации.
В ряде направлений российские операторы стали безусловными лидерами. Например, ранее упомянутые «Детмир» и FixPrice. В сегменте дискаунетеров можно отметить сеть «Светофор». За 5 лет в Беларуси открылось более 185 магазинов в 89 населенных пунктах, что делает эту торговую сеть одной из крупнейших в стране, а в секторе дискаунтеров – самой большой.
Наиболее заметные открытия прошлого года
- Gloria Jeans в прошлом году анонсировала глобальное обновление в Беларуси. В ТРЦ Galileo открылся крупнейший в стране и первый в обновленном формате магазин.
- Открытие магазинов сети «Детмир», «Лэтуаль» и «Подружка» в ТРЦ Minsk City Mall.
- Открытие DNS в ТРЦ Diamond City.
- Открылся второй магазин сети «Золотое яблоко» в ТРЦ Green City.
- Набирают популярность мультибрендовые концептуальные площадки с локальными и зарубежными дизайнерами: Boulevard в ТРЦ Galileo, а также Trend Park, WE ARE, FАБРИКА, The Brand в других торговых объектах Минска.
Основные тенденции в ритейле, которые усилятся на белорусском рынке в ближайшее время:
- практически ни один ТРЦ площадью т 30.000 и выше не строится без фудмолла или фудхолла,
- растет площадь развлекательный и досуговых функций,
- все больше появляется не торговых арендаторов в ТРЦ (фитнес-центры, wellness, социальные и образовательные объекты, операторы в области развлечений),
- появление совершенно ранее невероятных арендаторов в виде музеев и арт-площадок,
- продолжится влияние е-commerce и, как следствие, появление ПВЗ практически всех операторов в ТРЦ как дополнительный фактор увеличения трафика,
- появление автосалонов в ТРЦ.
