В эпоху впечатлений, когда покупатель больше желает получать эмоции, чем владеть вещью, торговым центрам и ритейлерам нужно искать новые способы привлечь посетителей. О том, какими будут торговые центры будущего, как e-commerce влияет на бизнес торговой недвижимости, рассказал управляющий директор одесского ТРЦ Riviera Shopping City Роман Емец на выставке Retail and Development Business Expo — 2018.
— Мы видим, что концепция торговли меняется: торговые центры теряют эксклюзив на продажу товаров, а потребители переходят в интернет. Молодое поколение хочет не владеть вещью, а получить удовольствие от покупки. Что вы думаете об этих тенденциях?
— Я бы не сказал, что все новое хорошо, а старое уже ушло. Если посмотреть на потребителя, то впервые в истории мы захватываем 6 поколений, у которых есть деньги. Даже самое маленькое поколение, не являясь напрямую потребителем, влияет на решение мамы о покупке игрушек, одежды. Это поколение также стоит учитывать. Естественно, меняется структура потребления, структура доступа к информации, структура собственности, но нельзя говорить о том, что нам нужны только эмоции, а товар не нужен. В то же время стоит отметить, что теоретически следующее десятилетие — это порог перехода одного поколения к другому. У нового поколения появятся деньги, и они будут руководствоваться глобально иными ценностями, чем предыдущее поколение. Сегодня основные потребители — старшее поколение, или поколение X, и миллениалы, или поколение Y.
— Как вы можете охарактеризовать их поведение при посещении ТРЦ?
— Они ходят в торговые центры как покупать товары, так и за развлечениями. Но поскольку подрастает поколение Z, выросшее в эпоху интернета, которое помогает им принять решение, соответственно, они вместе с ним и трансформируются. Стоит отметить, что миллениалы Y трансформируются значительно быстрее поколения Х.
— Что вы подразумеваете под трансформированием?
— Принятие решения, доступ к информации, сравнение цен с интернетом. Если еще три года назад считалось, что купить в интернете дешевле, то сейчас цены одинаковые. Тем не менее операторы и ритейлеры весьма успешны. Они меняются и меняют структуру доступа к потребителю. Раньше был один канал: завез товар, прорекламировал — и продавай. Сегодня этих каналов 5–6 минимум.
— Значит, торговые центры являются центром притяжения. Что должно поменяться в самом торговом центре, чтобы он таким и оставался?
— Мы хотим добавить эмоции для людей, которые приезжают в торговый объект. Через 10 лет такого четкого понятия, как торговый центр, существовать не будет: это будет пространство. Я думаю, их будет три вида, и отличаться они будут точкой доступа.
Первые — это центры в ежедневной доступности. Уже нет такого, что все ездят каждый день на работу. Многие работают из дома, и их потребности как раз и будут удовлетворять эти центры. Хороший пример — французский Gare du Nord (Северный вокзал, фр.), когда на первый этаж приходят люди из метро, на второй — люди с улицы, а на третий приезжают поезда. В нашем случае это торговые центры возле метро. На такие центры время не влияет. Естественно, они будут меняться, но продолжат работать.
Следующие торговые центры — это все в одном. Возможно, придется ехать далеко, но там будет шопинг, досуг, семейные развлечения. Пример такого ТРЦ — Lavina Mall в Киеве. И они, скорее всего, останутся в своей направленности. Возможно, добавится комбинация виртуальной и живой реальности.
Третьи — инновационные, где будут магазины с новейшими технологиями. Будут пространства, основанные на общих ценностях. Шопинг будет двигать людей в определенную точку, где находятся пользователи с такими же ценностями. Это, например, могут быть магазины, где можно готовить и забрать готовую еду. В этом случае сложно предсказывать — сейчас все экспериментируют.
Самый большой трафик прогнозов о том, что торговые центры вымрут, идет из Америки. У них на каждого человека построено 24 фута торговой площади. В Европе в 6 раз меньше. Соответственно, они если и будут закрываться, то явление пойдет из Америки, но прежде чем это произойдет, они будут бороться за выживание и трансформироваться.
— По поводу вынужденной трансформации. Любой объект имеет свои циклы. ТРЦ Riviera Shopping City уже 9 лет. Что будете менять?
— Это вопрос стратегического видения на 10 лет. Мы расположены на территории динамично развивающегося поселка, и через десять лет вокруг нас будет самодостаточный город. У нас точно будет трафик из жителей ближайших домов. Естественно, все это учитываем, и есть несколько стратегических направлений. Мы попробовали подержать с осени до весны каток на парковке, и он хорошо сработал. Сейчас на этом месте будем организовывать спортивно-развлекательный комплекс: спорт, еда, кинотеатр под открытым небом. Таким образом, мы дополнительно продаем не только товар, но и времяпрепровождение.
— Как e-commerce влияет на бизнес торговой недвижимости?
— Во всем мире он хорошо влияет на бизнес торговой недвижимости, так как появился еще один инструмент доступа к потребителю. Онлайн, естественно, заберет какую-то часть — думаю, до 2030 года он вырастет процентов на 30%. Если посмотреть на динамику объема продаж ритейла в торговых центрах, то это рост 3–4% в год в зависимости от региона. А e-commerce добавляет ежегодно 10%. И мы видим, что нет такой глобальной разницы, хотя онлайн и растет быстрее, но он и появился не так давно. Кривая роста однозначно будет меняться, и никто не знает, что будет через 10 лет. Тем более что ритейл становится omnichannel, когда магазины работают как точка выдачи, и e-commerce привлекает трафик в ТРЦ. И те компании, которые освоят этот инструмент, будут весьма успешны.