Крупнейший белорусский авторитейлер — холдинг «Атлант-М», в прошлом году значительно скорректировал планы развития в странах своего присутствия и сосредоточил основное внимание на работе в Беларуси. Об итогах прошлого автомобильного года и перспективах развития в текущем рассказал советник холдинга по PR Илья Прохоров.
Известно, что холдинг выставил на продажу ряд автоцентров в России и Украине. Каковы причины таких шагов?
На сегодня стратегия «Атлант-М», с учетом географии присутствия холдинга, заключается в том, чтобы оставить только те активы, которые реально приносят прибыль.
Исходя из этого, было принято решение расстаться со всеми активами холдинга в Санкт-Петербурге, большим автоцентром в Москве и автоцентром в Орле.
Основная причина таких решений — уход с российского рынка бренда GM. По этой марке холдинг занимал более половины доли рынка в регионе СПБ. В новых условиях обеспечить эффективную работу центров только за счет сервисного обслуживания владельцев этой марки невозможно. Парк не обновляется, а приобретенные автомобили постепенно стареют, что приводит к оттоку клиентов.
В целом текущая ситуация на автомобильном рынке России свидетельствует о переизбытке дилеров различных марок автомобилей, что также явилось причиной решения о продаже холдингом автоцентров, а не перепрофилирование их под другие бренды.
Итого в России холдинг выставил на продажу:
1. В Санкт-Петербурге два функционирующих центра, еще один — новый, готовый к открытию, и земельный участок без строений.
2. В Орле компания также расстается с автоцентром, который представлял интересы GM.
3. В Москве выставлен на продажу большой недостроенный автоцентр на Дмитровском шоссе. Цена данного лота — около RUR1,2 млрд.
В Украине «Атлант-М» готов продать автоцентры, находящиеся в областных городах: Харькове и Депропетровске.
Основная причины продажи автоцентров в Украине — затянувшаяся стагнация украинского рынка. Неприбыльные активы требуют вложений, а перспектив на изменение ситуации нет.
Тем не менее, в Украине после падения последних лет наблюдается небольшой рост. Аналитики холдинга объясняют эту тенденцию не экономическим ростом, а устареванием и изношенностью автомобильного парка в той стране, а также эффектом «низкой базы».
А что в Беларуси?
В Беларуси холдинг не планирует продавать свои автоцентры, а наоборот наращивать присутствие.
Среди ближайших проектов — реконструкция автоцентра на ул. Лещинского, где раньше был представлен бренд Mazda. Mazda сейчас полностью переехала в автоцентр на Боровой. После реконструкции, в обновленномй центре на Лещинского разместятся премиальные бренды из портфеля холдинга — Land Rover и Jaguar.
В планах холдинга также строительство двух новых автоцентров в Уручье на площадке между VW и Kia. В данный момент начата разработка проектной документации, поэтому никакой конкретной информации о стоимости и сроках строительства пока нет.
Как в целом эксперты холдинга оценивают ситуацию на рынке и его перспективы?
Российский рынок в 2015 года упал по сравнению с 2014-м годом примерно на 30%. Если не считать классические российские автомобили, которыми холдинг не занимается, то всего в этой стране (как ввезенных из-за рубежа, так и собранных на территории России) в 2015 году было продано порядка 1,3 млн легковых автомобилей. Данное падение обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией, сильным падением курса российского рубля и общим политическим напряжением в регионе.
Такая ситуация напрямую влияет на активность потребителей в сегменте товаров длительного пользования, к которым относятся автомобили.
Для того, чтобы как-то обеспечить продажи автомобилей, российские дилеры постоянно предлагали и предлагают различные акции. Девальвация российского рубля в 2015 году опережала рост цен на автомобили, что приводило к их удешевлению в валютном эквиваленте.
В результате это привело к тому, что доля новых автомобилей, ввезенных в Беларусь по серым схемам из России, составила почти половину из всего нового автопарка 2015 года.
Всего в 2015 году на территории Беларуси было зарегистрировано более 50 тыс. новых автомобилей. Объем официальных продаж через дилерские центры компний, входящих в БАА составил 26 190 автомобилей (в состав ассоциации входят 20 автомобильных брендов с долей рынка не менее 90%).
Читать итоги развития автомобильного рынка Беларуси в 2015 году.
Также следует отметить, что за последние годы идет снижение качества автомобилей, покупаемых белорусами. Не смотря на то, что общее количество автомобилей в штуках растет, стоимость и класс приобретаемых автомобилей падают. Наблюдается перекос в сторону недорогих марок B-класса, собранных в России: Renault Logan/Sandero, VW Polo, Hyundai Aсcent, Kia Rio и др. Т.е. подавляющее большинство нового автопарка составляют бюджетные автомобили.
Что касается перспектив, то как я уже сказал, весь прирост рынка новых авто в Беларуси обусловлен притоком большой массы недорогих автомобилей из России.
Соответственно, если в России не будет никаких резких колебаний курса, то цены на автомобили будут постепенно подрастать. Это неизбежный процесс, т.к. заводы изготовители свою финансовую политику с импортерами строят в валюте, а не в рублях. Они вынуждены будут поднимать цены, чтобы обеспечить хоть какую-то минимальную рентабельность производства.
Это, конечно же, не будет происходить резко, и картина станет более ясной ближе к середине года. Соответственно на этом фоне будет терять смысл ездить белорусам за автомобилями в Россию. Но покупать больше автомобилей у себя на родине они также не станут.
В этих условиях белорусский рынок ждет постепенное снижение.
Белорусские автодилеры в такой ситуации вынуждены развивать пакетные предложения, где, наряду с приобретением авто, покупатель получает некий перечень дополнительных опций по аксессуарам и запчастям. Просто снижать цены на автомобили, вдогонку за российскими дилерами, уже просто некуда. Тем более, что часть моделей уже продается в убыток.