Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в чьем управлении находится популярный в прошлом торговый центр «Столица», объявил о снижении арендных ставок для ритейлеров. Однако данный шаг не спасет объект от убытков, и государству рано или поздно придется выставить его на продажу.
Уже больше года ГУПР пытается реанимировать данный торговый центр. Еще осенью 2017 года уже бывший руководитель ГУПР Мингорисполкома Андрей Доморацкий рассказывал о планах по обновлению торгового центра. Планировалось решить технические моменты с вентиляцией и акустикой, провести косметический ремонт, сделать фудкорт, большую детскую комнату и площадку для концертов.
Однако объект продолжал терять популярность у посетителей и у арендаторов. В конце прошлого года начальник ГУ потребительского рынка Мингорисполкома Андрей Улезло сообщил, что работа над привлекательностью центра продолжается. На новогодние праздники в «Столице» впервые заявлена программа «Рождественская сказка в столице», а до конца 1-го квартала планируется сделать детскую развлекательную зону.
Основным фактором возрождения торгового объекта, по всей видимости, считается 30%-е снижение арендных ставок. Руководитель Управления уверен, что это приведет к снижению цен на товары и привлечет людей.
Недавно на сайте ГУПР были опубликованы новые арендные ставки. Помещения пустуют в основном на среднем и нижнем уровнях.
Цены действительно могут показаться низкими. Так за помещение площадью от 100 до 400 кв.м. предлагается платить в пределах 7-9 €/кв.м (цены с учетом НДС). Помещение в 80-100 кв.м обойдется уже в 20-30 €/кв.м. За маленькие помещения в несколько десятков метров придется выкладывать 20-30 €/кв.м. Для детских зон тарифы еще меньше — в районе 2-5 €/кв.м.
Читать также: Арендные ставки в беларусских ТРЦ самые низкие в Восточной Европе
При таком (исключительно ценовом) подходе владельцев торгового центра «смерть» объекта неизбежна. Государство никак не может понять, что ситуация в сегменте торговой недвижимости изменилась. За последние годы в Минске появились современные торговые центры, где якорные арендаторы занимают площади в несколько тысяч кв.м. Все чаше арендные ставки устанавливаются в зависимости от оборота, потому что ответственность за привлечение посетителей несут владельцы объекта.
Кроме того, просто так сегодня потребитель не пойдет тратить время на шоппинг. Ему нужно предложить нечто бОльшее — детской зоной и фудкортом сегодня никого не удивишь.
Если возвращаться к арендным ставкам, то в упомянутых современных торговых центрах они не очень сильно отличаются от обновленных ГУПР-ом. По данным Colliers International Belarus в Минске наблюдается незначительный рост арендных ставок. Ставки разнятся в зависимости от качества торговых центров. Общий рост ставок обусловлен:
- Расширением сетей food-ритейлеров
- Увеличением количества операторов в одной нише
- Профессионализм собственников
Владельцам объектов следует знать, что торговые центры — это не архитектура, здания магазины и парковки. Маркетологам ТРЦ необходимо прежде всего ответить на вопрос «почему люди придут и останутся в этом месте?».
Чтобы на него ответить, необходимо сделать анализ локации, создать концепцию, спланировать набор арендаторов, а также построить грамотный маркетинг. На все эти вопросы девелоперам необходимо ответить ещё до начала строительства и аргументированно убедить сети магазинов, которые работают с сотнями подобных проектов в Европе, что проект в Беларуси отвечает всем международным стандартам.
Способны ли это сделать менеджеры ГУПР – весьма сомнительно. Поэтому в ближайшем будущем мы станем свидетелями того, что «Столицу» выставят на продажу.
Читать также: «Торговый центр — это не архитектура, здания и парковки, это коммуникационный бизнес»