Беларусский рынок торговой недвижимости малоинтересен инвесторам и брендам

03.12.2018
773
Беларусский рынок торговой недвижимости малоинтересен инвесторам и брендам

Colliers International Belarus на Первом форуме девелоперов, который проходил на прошлой неделе в Минске, представил обзор рынка торговой недвижимости в нашей стране и основные тенденции его развития на ближайшие годы. Динамика положительная, но оптимизма на рынке немного.

Ситуация в Минске сравнивалась с тем, что происходит в Вильнюсе, Риге и Таллине.

Предложение площадей торговой недвижимости превышает предложение в столицах соседних балтийских государств. Однако обеспеченность современными торговыми площадями в Минске значительно отстает.

Структура предложения торговых площадей в торговых центрах

 Структура предложения торговых площадей в торговых центрах Colliers International Belarus форум девелоперов

Обеспеченность площадями современных торговых центров на душу населения в разрезе структуры объектов по площади, кв. м / 1 человека

 Обеспеченность площадями современных торговых центров на душу населения Colliers International Belarus форум девелоперов

Не смотря на достаточно высокое предложение, Минск по обеспеченности качественными торговыми площадями отстает.

С учетом того, что потребитель в последнее время склонен совершать все свои покупки вблизи от дома или работы, девелоперам в своих планах следует учитывать обеспеченность отдельных районов города торговыми объектами.

Однако необходимо учитывать объем денежных средств и покупательную способность населения. Здесь Минск находится среди аутсайдеров, опережая только Киев.

 Обеспеченность площадями современных торговых центров на душу населения доход населения в расчете на площадь Colliers International Belarus форум девелоперов

На эти цифры следует посмотреть под другим углом. В Минске и в Беларуси очень много объектов, которые уже устарели и начинают устаревать. В этом смысле рынок остается интересным с точки зрения инвестиций в современные торговые центры.

История современного ритейла в Беларуси началась в 2017 году с запуском ТРЦ «Экспобел». Самым активным периодом стал 2012-2015 годы, когда были построены «Замок», Galileo, «Арена-Сити», «Скала», МОМО, «Тивали». Далее в 2016 годуоткрылись Dana Mall, Galleria Minsk, а в 2017-м — Green City.

Текущий год отметился только одним крупным объектом — DiaMond City, а 1 декабря открылся Центр интерьерных решений «Яркий» площадью более 7 тыс. кв.м.

В будущем году планируется запуск Palazzo с новым форматом досуга. Также до конца 2020 года планируется запуск Торговой Галереи «Сеница», ТРЦ «Магнит Минска», «Минск Сити Молл», а в Гродно откроется ТРЦ Trinity. Идет строительство второй очереди «Экспобела» и торгово-развлекательного центра «Мега» в Каменной горке, где инвесторами выступает литовский бизнес. Также ожидается выход на рынок DIY французского оператора Leroy Merlin.

Среди перспективных также называют ТРЦ «Немига молл», который пока существует как проект. Замороженное строительство ТРЦ «Гулливер» на ул. Притыцкого скоро выйдет на аукцион в поисках нового инвестора.

2 из трех покупок к 2030 году будут по-прежнему совершаться в оффлайне

Fashion-бренды не спешат приходить в Беларусь

В компании Colliers International Belarus сравнили ситуацию в данном сегменте с другими странами. Из 10 представленных в таблице брендов официально работают в Беларуси только 3. Это LPP, Inditex и LC Waikiki.

 Fashion-бренды Colliers International Belarus форум девелоперов

Основная причина — низкая покупательная способность населения и отсутствие перспектив ее роста в ближайшие годы.

Средний располагаемый годовой доход домохозяйств, $

 Fashion-бренды покупательная способность Colliers International Belarus форум девелоперов

В 2018 году ожидается выход на беларусский рынок бренда New Yorker, российской сети «Детский мир». H&M все ждут, но сроки пока не известны.

Арендные ставки

Наблюдается незначительный рост арендных ставок. По понятным причинам ставки разнятся в зависимости от качества торговых центров. Общий рост ставок обусловлен несколькими причинами:

  • Продуктовые ритейлеры стремятся расширить зону покрытия.
  • Увеличение количества операторов в одной нише стимулирует рост ставок.
  • Успешная работа собственников и арендаторов торговых центров приводит к росту доходов обоих.

 арендные ставки торгово-развлекательный центр Беларусь Colliers International Belarus форум девелоперов

Ставки и механика расчета арендной платы также зависят от того, в каком сегменте работает тот или иной оператор.

 арендные ставки торгово-развлекательный центр Беларусь Colliers International Belarus форум девелоперов

Основные показатели рынка

Объем торговой недвижимости Минска, кв. м GLA 1,3 млн кв. м.

Средний уровень вакантности торговых площадей 7-8%, незначительный рост ставок.

Запрашиваемая средняя ставка аренды от €40 (усредненный показатель для помещения 100 кв. м на 1 этаже наиболее востребованных торговых центров).

Драйверы развития торговых центров

Успешное работа торговых центров в ближайшем будущем будет обуславливаться следующими факторами:

  • Глубокое понимание целевой аудитории: Кто твой покупатель? Как он живет? Как взаимодействует с другими людьми.
  • Технические решения, позволяющие потребителям организовывать свой быт, а владельцам ТЦ анализировать поведение потребителя.
  • Контроль доходности бизнеса, реагирование на потребности рынка: пересмотр формата, размера, пула арендаторов и пр.

 драйверы будущее торговых центров Беларусь Colliers International Belarus форум девелоперов

 драйверы будущее торговых центров Беларусь Colliers International Belarus форум девелоперов

По теме: