Недавно Департамент торговли США опубликовал данные о товарообороте за 2017 год, в том числе товарообороте в интернете. Belretail.by решил сравнить основные параметры внутренней торговли этой страны и Беларуси в рассчете на одного жителя.
Оказалось, что беларусы тратят на покупки в интернете в 19 раз меньше денег, чем жители США. Разница по затратам на покупки в целом составляет 5 раз.
Общий объем розничных продаж в США в 2017 году составил $5,076 трлн. Рост составил 4,4%. Однако данные Департамента торговли включают такие категории, как автомобили и топливо, что не учитывается при оценке товарооборота в Беларуси.
Без этих позиций общий объем розничных продаж в США за прошлый год составил $3,496 трлн (рост на 3,8%).
Годовой оборот в сегменте электронной торговли показал рост 16% и достиг $453,46 млрд. На долю электронной коммерции приходится 13% всего розничного рынка США.
Численность населения США — 325 млн человек.
В Беларуси, по предварительным данным Белстата, общий розничный товарооборот по итогам 2017 года составил 39,159 млрд рублей или $20,1 млрд
Читать также: МАРТ подвел итоги развития ритейла в Беларуси за 2017 год
Рост товарооборота, по сравнению с 2016 годом, составил 6%.
По оценкам экспертным крупнейших игроков беларусского рынка e-commerce, на долю интернет-торговли в 2017 году в Беларуси пришлось 3-3,5%. Соответственно в абсолютных цифрах это составляет $600-700 млн.
Читать также: 5 главных вопросов о беларусском e-commerce и ответы на них
Численность населения Беларуси — 9,5 млн человек.
Сравнительная таблица: розничный товарооборот на одного жителя США и Беларуси в 2017 году.
Страна |
Общий розничный товарооборот, $ |
Товарооборот на одного жителя, $ |
Товароборот в интернете, $ |
Товароборот в интернете на одного жителя, $ |
США |
3,496 трлн |
10 757 |
453,46 млрд |
1 395 |
Беларусь |
20,1 млрд |
2 114 |
700 млн |
74 |
Из представленных цифр видно, что по общему товарообороту беларусы отстают от жителей США в 5 раз, а по затратам на интернет-покупки в 19 раз.
Основную долю роста в электронной коммерции США обеспечивает корпорация Amazon. По оценкам Internet Retailer, общий объем транзакций на Amazon от покупателей США достиг в 2017 году $189,61 млрд. Эта сумма включает в себя как продажи собственных товаров компании, так и продавцов-партнеров с площадки. Рост по сравнению с 2016 годом составил 30% ($145,72 млрд), Amazon обеспечил 70% роста продаж в электронной коммерции, $62,47 млрд, и 35% от прироста рынка розничной торговли в стране в целом ($126,51 млрд).
Главным драйвером беларусского e-commerce являются и будут являться маркетплейсы. Именно маркетплейсы обеспечивают массовый приход в e-commerce малого и среднего бизнеса, делая доступными инструменты и технологии для продаж в интернете, которые большинство компаний не могут создать самостоятельно.
Читать также: Годовая рефлексия по ритейлу в Беларуси. Часть 2: online-ритейл
Крупнейшие маркетплейсы Беларуси — Catalog.onliner.by (6,4 млн «визитов» по данным SimilarWeb в сентябре 2017-го), Deal.by (6 млн), Shop.by (1,4 млн), Pulscen.by (983 тыс.), 1k.by (950 тыс.), Kupi.tut.by (630 тыс.), Tomas.by (208 тыс.).
Интернет-торговлю ждет бурный рост после снятия с января этого года запрета на применение упрощенной системы налогообложения для интернет-магазинов. До конца года ожидается разрешения приема платежей в пользу третьих лиц, что приведет к развитию рынка доставки.