Пока формат Dark stores в Беларуси не развит, но за этим будущее рынка e-grocery

30.08.2021
Пока формат Dark stores в Беларуси не развит, но за этим будущее рынка e-grocery
Все рекламные возможности портала belretail.by

На прошлой неделе сервисы экспресс-доставки продуктов «Бегу» и «Ямигом» объединились в один общий «Ямигом», который принадлежит онлайн-гипермаркету «Е-доставка». Это свидетельствует об оживлегии на беларусском рынке e-grocery. Belretail.by попросил прокомменироват данное событие директора Центра Logconsult.by Дмитрия Курочкина.

По мнению Дмитрия, пока формат Dark stores не развит в Беларуси. Об этом в том числе говорится в аналитическом отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб 2021», подготовленном данным Центром.

Бизнес в этом сегменте низкомаржинальный, существовать он может только в коллаборации с крупным ритейлом. Если не сказать, что такой формат и вовсе может существовать только в рамках экосистемы крупного ритейла. Основные затраты – это оплата работы курьеров, кладовщиков, аренды магазина-склада, логистов-закупщиков, поддержка и оптимизация приложения и т.д., да и вопросы с просрочкой никто не отменял. Опыт беларусских сервисов «Ежик» и «Бегу» показывает что бизнес это затратный и низкомаржинальный. Формат Dark stores может приносить деньги только при серьезном масштабировании, но для этого нужны серьезные инвестиции. Запуск Dark stores в 2-3 районах сильно «температуру по больнице» не поменяет.

Читать также: Очередной отчет о ситуации на рынке экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2021

Поэтому ничего удивительного, в поглощении «Ямигом» сервиса «Бегу». Используя уже существующую инфраструктуру «Е-доставки», а это склады, розница, транспорт и курьеры, а также возможности поставленной системы закупок большими партиями и наложенную логистику, развивать формат Dark stores намного проще и менее затратно. У такого Dark stores больше возможностей для развития. Имея уже сложившуюся экосистему компании «Евроторг» (сети магазинов «Евроопт», «Хит», «Грошык» и онлайн-гипермаркет «Е-доставка» и сервис «Европочта»), можно на нее наращивать новые элементы, например те же постаматы, Dark stores и др. сервисы. У «Евроторга» есть серьезные возможности нарастить сеть Dark stores, т.е. масштабироваться, использую свою действующую инфраструктуру.

Читать также: I Форум по складской логистике пройдет в Минске с 21 по 24 сентября 2021 г.

Напомним, суть формата Dark stores – это быстрая доставка в определенном радиусе от склада-магазина. Как правило – это 15-20 минут от времени оплаты заказа. Именно быстрой доставкой этот формат отличается от обычных классических служб доставок рынка e-grocery. Когда классический ритейл приходит в формат Dark stores, он как правило не выдерживает сроков доставки в 15-20 минут, превращаясь в обычную службу доставки. Но именно фактор времени доставки в будущем станет решающим фактором в борьбе за клиента, клиент не хочет ждать. Но любой логист понимает, чем быстрее доставка, тем больше затраты.

«Я не питаю серьезных надежд, что Dark stores в Беларуси ближайшие годы сможет отвоевать значительную долю рынка у классических ритейлеров, но то что онлайн-доставка рынка e-grocery будет расти, так это бесспорно. Быстрая скорость доставки и хороший ассортимент товаров может привлечь покупателей к формату Dark stores, а классический ритейл и службы доставок будут вынуждены развиваться в этом направлении. Службы доставок классического ритейла будут стараться уменьшать время доставки, формируя соответствующую логистику и инфраструктуру типа Dark stores, за этим будущее», – отмечает Дмитрий Курочкин.

Определенный интерес к формату Dark stores есть и у белорусского сервиса доставки готовой еды Delivio.by. Минимальная инфраструктура для этого есть, ПО, курьеры, опыт в доставке. На профильных ресурсах во второй половине августа появлялась и соответствующая вакансия руководителя сети Dark store. В обязанности которого входило открытие сети Dark store «с нуля». Однако, пока не понятно будет ли Delivio.by развиваться в этом направлении. Проект это затратный, нужны серьезные инвестиции чтобы запуститься и масштабироваться.

«Не думаю, что тот же Яндекс будет в Беларуси будет заходить в формат Dark store, их дело предоставление только информационных услуг в виде своего ПО. Российский Сбер в Беларуси также не имеет бизнеса, связанного с ритейлом. Вполне вероятно, что сеть гипермаркетов Green также будет формировать соответствующую инфраструктуру типа Dark store на базе действующей инфраструктуры и службы доставки».

Ну и конечно надо сказать про беларусский сервис доставки продуктов из дарксторов Bazar. Сервис начал свою работу в Минске в июле 2020 года, а сейчас уже доставляет более 16 000 доставок в месяц в 4 зонах доставки. Цель сервиса до конца 2021 года – делать 100 000 заказов в месяц в Минске. Спустя год работы в Минске, Bazar запустился в Киеве. План в Киеве на ближайший год – открыть 30 зон доставки и выйти в регионы. Кроме того, в планах компании запустить в этом году первые точки в регионах Украины: в Харькове и во Львове.

«Поэтому, беларусский Dark stores пока не может похвастаться масштабностью. Пока это лишь в большинстве своем стартапы. Чтобы масштабироваться нужны либо серьезные инвестиции, либо действующая инфраструктура, которая есть только у крупных игроков классического ритейла», – говорит Дмитрий Курочкин.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: