Вышел очередной отчет о ситуации на рынке экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2021

21.07.2021
Вышел очередной отчет о ситуации на рынке экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2021
Все рекламные возможности портала belretail.by

Компания LOGCONSULT выпустила обновленный отраслевой аналитический отчет по рынку экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси. Информация актуализирована по состоянию на середину июля 2021 года.

Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси по-прежнему остается высококонкурентным. В сферу экспресс-доставки входят новые компании, все больше операторов получают почтовые лицензии на доставку наложенным платежом. Как показала практика, высокая конкуренция подталкивает операторов бороться за клиента путем дифференцирования тарифов, а иногда и демпинга, что нередко приводит к банкротству. Сегодня рынок экспресс-доставки и курьерских служб многие игроки оценивают, как растущий, наибольший рост демонстрирует сфера e-commerce. Главным критерием выбора оператора экспресс доставки – остается стоимость, скорость доставки и уровень сервиса.

Статистика

По состоянию на 19.07.2021 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 48 служб экспресс-доставки. Из них, специализируются на международной экспресс-доставке – 18 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют – еще 18 операторов, 12 компаний работают как с международной доставкой, так и с доставкой по Беларуси. Услуги фулфилмента оказывают – 5 операторов экспресс-доставки. Доставку товаров наложенным платежом осуществляют 17 операторов. Выдачу посылок через постаматы осуществляют 3 оператора, количество установленных постаматов – 40. В Беларуси работают 9 агрегаторов служб доставки грузов (из них 6 – служб такси и 3 курьерских службы-агрератора).

Череда банкротств

За 2018-2021 гг. с рынка экспресс-доставки ушли 4 оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г. и ООО «Королевская служба доставки» в феврале 2021 г.). Все указанные операторы имели лицензию Минсвязи Беларуси на прием наложенных платежей (данный вид деятельности в Беларуси лицензируется). Причиной ухода (банкротства) экспресс-операторов стал неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки и по всей Беларуси, а оператор делая быстро и во все точки, играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в минус.

ЗАО «Наша почта» была первым частным почтовым оператором в Беларуси. Оператор был создан в начале 2015 г. и в этом же году получил лицензию на осуществление деятельности в области связи (№02140/2269 от 14.09.2015), и соответственно возможность принимать и отправлять почтовые отправления наложенным платежом. Частный оператор открыл более 25 отделений по всей Беларуси, но не выдержал конкурентной ценовой борьбы на рынке и в августе 2018 г. закрылся. После приостановки работы компании, планировался перезапуск работы «Наша почта» в франчайзинговой системе, однако этого так и не случилось. Франчайзинговую модель с 2018 г. активно начала использовать на белорусском рынке российская СДЭК.

ООО «КурьерБай» был создан в 2015 г. и начал активно развиваться и предлагала доставку по Минску и Республике Беларусь. В ноябре 2017 г. оператор получил возможность работать с наложенным платежом. Многие небольшие интернет-магазины пользовались услугами этого оператора. В ноябре 2019 г. компания прекратила осуществление деятельности. Ряд игроков рынка экспресс-доставки считали, что цены данный оператор изначально держал достаточно низкими, даже некоторые говорили о демпинге.

ООО «ГлоБел24» начал свою деятельность в 2014 году и на начало 2020 г. имел сеть из 52 отделений в 45 городах предлагал экспресс-доставку по Минску и Беларуси, в т.ч. активно работал с интернет-магазинами. В ноябре 2016 г. оператор получил лицензию Минсвязи на прием наложенных платежей. С 13 марта 2020 г. «ГлоБел24» прекратил свою деятельность, а клиенты получили уведомления о расторжении договоров на оказание услуг (почтовой связи, курьерских услуг, услуг транспортной экспедиции, перевозки) в одностороннем порядке. Ряд крупных игроков рынка экспресс-доставки указывали на демпинговые тарифы и наличие внутренних проблем менеджмента.

ООО «Королевская служба доставки» была создана в июне 2020 года и оказывала услуги курьерской доставки по Минску и Беларуси. В конце 2020 года оператор получил лицензию на доставку наложенным платежом. Однако, уже с 1.02.2021 года оператор прекратил осуществление деятельности и заявил о банкротстве.

Какая специализация у действующих операторов на рынке?

Услуги по экспресс-доставке корреспонденции и посылок по всему миру оказывают: РУП «Белпочта», ООО «Демис» (генеральный агент FedEx & TNT), ООО «Логитрэк» (эксклюзивный представитель DHL Express), ИООО «Юнайтед Парсел Сервис (Би Уай)» (генеральный агент UPS), СДЭК (только корреспонденции), Пони Экспресс, ИООО «ДПД Бел» (DPD), СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (М&М Express), ООО «Корэксгарант-М», ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел». Также услуги по международной доставке корреспонденции и посылок оказывают: УП «Интерпостсервис», ООО «ЛибертиЭкспресс», ИП «Даймэкс-Бел» (Dimex), ЧП «Экспресспост», ЧП «Скайэкспресс».

Специализируются на экспресс-доставке сборных грузов в международном сообщении следующие операторы: ООО «ТМФ-Транс» (ГлавДоставка), ООО «ТК «Энергия», ООО «ТЭК «Трансавиатур» (ТАТ), ЧП «Транспортная Компания КИТ-БелРос» (GTD, ранее КИТ), ООО «Деловые Линии», СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (М&М Express), ООО «ПЭК Бел» (ПЭК), ООО «Деловые линии». Также услуги по перевозке сборных грузов в международном сообщении оказывают: ООО «Муруд логистик», ЧТУП «Деловое направление», vozim.by, slav-dostavka.by, mexp.by.

Осуществляют доставку корреспонденции и посылок по Минску и Беларуси следующие операторы: РУП «Белпочта», Европочта, ООО «Автолайтэкспресс», DPD, М&М Express (СООО «М&М Милитцер&Мюнх»), СДЭК, Pony Express, ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел».

Отдельные сервисы для e-commerce предлагают: РУП «Белпочта», Европочта, ООО «Автолайтэкспресс», Европочта, DPD, ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел», Доставыч, СДЭК, М&М Express. Также по Минску и Беларуси доставляют грузы следующие операторы, в т.ч. для e-commerce: ООО «Еврозапчасть» (Armtek), ООО «Росчерк», ООО «Ветер-Логистик», ООО «Статус Экспресс», ООО «БелЭкспедитор Сервис», ООО «Дайрекст» (Direxxt), ЧП «Почтовый голубь», do-doma.by, kurer24.by, ООО «Гуд Лайн Экспресс» (бывш. Транспортир), ООО «МВЕ Бел», ООО «Доставлено», ООО «ВАМэкспрессБай».

Наибольшую сеть ПВЗ имеют следующие операторы: Белпочта (более 3 тыс. объектов почтовой связи по всей Беларуси), Европочта (156 почтовых отделений), Автолайтэкспресс (36 пунктов приема/выдачи отправлений), DPD (18 собственных отделений, 55 партнерских ПВЗ), СДЭК (43 отделения), Пони Экспресс (6 экспресс-центров), М&М Express (15 офисов экспресс-доставки).

С выдачей посылок через постаматы работают: Белпочта (20 постаматов, 11 – в Минске, по одному в каждом областном центре, а также в Орше, Лиде, Борисове и Бобруйске, большинство постаматов, установлены возле отделений связи или в крупных торговых центрах), DPD (11 постаматов, из них – 10 в Минске и 1 в Бресте, локеры установлены преимущественно в крупных торговых центрах), Lamoda Express (9 постаматов, из них – 6 в Минске и по одному в Могилеве, Бресте и Гродно). Таким образом, пока выдача посылок через постаматы не столь популярна в Беларуси, всего 40 постамата установлено в стране, из них – 27 в Минске.

Услуги фулфилмента оказывают: ООО «Эй ту би гарант», ООО «Росчерк», ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»), ООО «Маршрут Запад», ООО «Биг Мемберс». Современную складскую инфраструктуру имеют следующие операторы: ООО «Росчерк» (в 3 км от МКАД, р-н д. Дубовляны) и OOO «Маршрут Запад» (в 10 км от МКАД, р-н д. Королев Стан), ООО «ТМФ-Транс» (р-н Шабаны, ул. Инженерная, 14), Европочта (использует склады «Евроопт»).

Наибольшую дифференциация услуг экспресс-доставки (тарифные планы) имеют: ИООО «ДПД Бел», РУП «Белпочта», ООО «Автолайтэкспресс». Дифференциация услуг в виде разных тарифных планов в разрезе направлений доставки и разной целевой аудитории потребителей услуг, позволяет охватить большую часть рынка экспресс-доставки.

Доставка наложенным платежом в Беларуси

Напомним, что доставка отправлений с использованием наложенного платежа в Беларуси лицензируется. Необходимо получать лицензию в области связи, лицензирующий орган – Минсвязи (данный вид деятельности в Беларуси отнесен к почтовым услугам).

Легально доставлять посылки наложенным платежом в Беларуси могут следующие операторы, имеющие лицензию Минсвязи (исчерпывающий перечень компаний):

  • ООО «Автолайтэкспресс» (служба экспресс-доставки);
  • ИООО «ДПД Бел» (служба экспресс-доставки DPD);
  • ООО «СДЭК-Бел» (курьерская служба);
  • ООО «Росчерк» (дистрибьютор печатной продукции);
  • ООО «Маршрут Запад» (фулфилмент-оператор);
  • ЗАО «Интернет-магазин «Евроопт» (почтовый оператор «Европочта»);
  • ЧП «Сапсан Экспресс» (курьерская служба);
  • ООО «Тайсу» (курьерская служба Доставыч);
  • СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (служба экспресс-доставки);
  • ООО «Пони Экспресс» (служба экспресс-доставки);
  • ООО «Дайрекст» (курьерская служба);
  • ООО «7745 Доставка» (служба доставки онлайн-гипермаркета 7745.by);
  • ООО «Статус Экспресс» (курьерская служба);
  • РУП «Белпочта» (госоператор);
  • РУП «Специальная связь» (госоператор).
  • ООО «Доставлено» (курьерская служба);
  • ООО «ВАМэкспрессБай» (курьерская служба).

Ряд операторов находится в стадии подготовки документов на получение лицензии на доставку наложенным платежом, ряд только оценивает возможности и необходимость получения такой лицензии. Количество операторов, имеющих лицензии Минсвязи на доставку наложенным платежом к концу 2021 года вырастет.

Агрегаторы в сфере курьерской доставки

Анализ агрегаторов служб доставки показал, что в Беларуси работает 9 агрегаторов в сфере курьерской доставки. Если на начало 2020 года фактически в Беларуси работал один агрегатор курьерской доставки xytki.by, то за 2020 год появилось еще 8, из них два курьерской доставки (garantbox.by и boxagent.by) и 3 службы такси стали оказывать услуги доставки: тариф «Доставка» и «Грузовой» Яндекс Go, тариф «Доставка» Такси 135 и kivi-ride.by, тариф «Курьер» такси Яша, тариф «Грузовой» такси Lolo. Заказать грузовую машину такси 7788 через приложение 7788 невозможно (нет такого функционала), только звонок оператору. Также сервис «Грузовой» есть у такси Lolo, но только предзаказы через приложение, онлайн машин на линии нет. Тариф «Курьер» есть у такси Яша.

Постаматы – Беларусь пока отстает!

Пока Беларусь, отстает по количеству установленных постаматов от стран-соседей. Всего в Беларуси установлено 40 постаматов, из них 27 – в Минске. С постаматами в Беларуси работают всего 3 оператора (Белпочта, DPD, Lamoda). С начала 2021 года количество постаматов в Беларуси выросло всего на 7 локеров (+21%), из них – 6 постаматов установила Lamoda и 1 – DPD. Lamoda нарастила количество постаматов в Минске, а также добавлено по одному локеру в регионах (Брест, Гродно, Могилев), DPD – установила свой первый постамат в Бресте.

Такой незначительный рост постаматов, говорит, что пока Беларусь отстает от стран-соседей по количеству установленных постаматов. Так, в России насчитывает не менее 15 тыс. постаматов, в Польше – 11 тыс., Украине – 5 тыс., Литве – 1 тыс. Таким образом, выдача посылок через постаматы пока не популярна в Беларуси.

Технология работы с постаматами явно недооценена представителями e-commerce в Беларуси, с точки зрения оптимизации расходов на доставку и сервиса для клиентов. Но, неразвитость сети постаматов не позволяет интернет-магазинам присоединится к действующей сети какого-либо независимого оператора. Однако, есть проблемы и в законодательном регулировании этой сферы в Беларуси, что сдерживает активное развитии этой технологии в стране. 

Перспективы роста белорусского рынка экспресс-доставки 

Главным направлением роста рынка доставки грузов и почтовых отправлений будет сегмент e-commerce, т.к. это сегодня самая быстрорастущая сфера бизнеса. Объем доставки по последней мили для e-commerce значительно вырос в 2020 году, в т.ч. за счет роста сферы e-commerce в период пандемии covid-19. Некоторые офлайн операторы (торговые сети) вышли в онлайн. При всем этом, собственную полноценную службу доставки могут себе позволить только крупные интернет-магазины, объемы которых позволяют загружать транспорт максимально эффективно, остальные передают доставку на аутсорсинг. Но здесь важна скорость доставки, зачастую наложенный платеж. В прогнозам LOGCONSULT объем доставки по последней мили в 2021 году продолжит расти. Но растет и предложение среди курьерских служб и операторов, появляются новые службы.

Работа в системе партнерской доставки с белорусскими маркетплейсами также могла бы быть интересна службам экспресс-доставки. Например, маркетплейс catalog.onliner.by пока предлагает воспользоваться только лишь услугами Белпочты для доставки товаров. Deal.by второй крупный маркетплейс ранее сотрудничал по доставке с экспресс-оператором «Глобел24», но после его банкротства, приостановил услугу доставки. Другие крупнейшие маркетиплейсы (shop.by, 1k.by и др.) также обходят стороной вопросы доставки, этот процесс организует сам интернет-магазин. Интеграция служб доставки с маркетплейсами могла бы дать клиентам интернет-магазинов сервис быстрой доставки прямо на сайте.

Полноценный выход ozon.ru на белорусский рынок, также даст толчок развитию курьерских служб. Напомним, Ozon 12.05.2021 года зарегистрировал в Беларуси юр.лицо ООО «Озон Рокет Бел» и планирует масштабную экспансию на территорию страны. В первую очередь оператор будет расширять логистическую инфраструктуру. В 2021 году Ozon планирует открыть в Беларуси сортировочный центр для более быстрой обработки и доставки посылок.

Очень интересным и перспективным сегментом для курьерских служб остается работа с белорусскими классифайдами. Весьма вероятно, отдельные операторы могли бы найти для себя новую нишу доставки, при партнерстве с белорусскими классифайдами. Как правило классифайды самостоятельно доставкой не занимаются, а предлагают воспользоваться партнерской доставкой. Ранее классифайд kufar.by предлагал партнерскую доставку оператора Глобел24, но после банкротства последнего, работа сервиса была приостановлена, начата настройка интеграции с другой службой экспресс-доставки. Сегодня kufar.by осуществляет доставку через СДЭК..

Одним из направлений развития операторов экспресс-доставки может стать фулфилмент. Фулфилмент может стать дальнейшим развитием служб доставки, оказывающих услуги по доставке товаров по Беларуси. Однако для этого нужен полноценный склад со складской техникой, адресным хранение и WMS, обученный персонал. В фулфилмент будут входить прежде всего складские операторы, у которых процессы хранения и обработки товаров уже поставлены, а уже потом службы доставки. Отметим, что услуги фулфилмента оказывают 5 операторов, три из которых специализируются на экспресс-доставке (ООО «Эй ту би гарант», ООО «Росчерк», ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»). В 2020 году ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»), переехала на новый склад и вышла в сегмент услуг фулфилмента.

Полная версия отчета «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2021» (65 страниц) доступен на патной основе.

Стоимость – 360 BYN.



Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: