2021 год стал рекордным для рынка мобильных приложений. Как будет развиваться этот рынок в наступающем 2022 году? Какие новые сервисы появляются и осваиваются в их структуре?
Согласно отчёту App Annie, в первом квартале 2021 года объём трат на глобальном рынке мобильных приложений составил $32 млрд, во втором – уже $34 млрд. Примерно столько же пользователи потратили на приложения и в третьем квартале. Оба числа – рекордные за всё время мониторинга затрат пользователей. При этом около 65% расходов во всех случаях приходится на приложения для iOS.
Немецкий ритейлер Otto, показал стабильный рост, развиваясь в сторону трансформации в онлайн-платформу: чистая прибыль увеличились на 30%, и более 3 тысяч брендов торгуют в приложении OTTO. Немецкий ритейлер WITT повысил свой доход от e-commerce на 38%. Доход французского ритейлера Cdiscount вырос на 8% за третий квартал 2021-го года по сравнению с предыдущим. Число пользователей, присоединившихся к их программе лояльности Cdiscount A Volonté, за этот период, выросло на 10.8%, что заметно укрепляет их клиентскую базу.
Тренды мобильного ритейла
Новые фичи
Ритейлеры продолжают улучшать свои мобильные приложения и запускать новые сервисы внутри них.
Сокращение сроков разработки
В 2021 было важно минимизировать денежные и временные траты, а потому наметился тренд разработки систем, которые бы оптимизировали затраты на ведение бизнеса. В ритейле наметилась тенденция ускорения цикла разработки и внедрения новых решений – для обеспечения собственной конкурентоспособности ритейлер обязан следовать трендам быстро меняющегося рынка и столь же быстро изменяющихся потребностей покупателей. В связи с этим, при выборе IT-партнёров теперь, помимо команды, портфолио и накопленной экспертизы, смотрят на скорость, с которой команда может разработать решение.
Чат-боты
Растет популярность чат-ботов. Ритейлеры используют их для снижения затрат на контакт-центр, или, к примеру, для возможности кассирам удалённо получать разрешение на привилегированные операции. Это может сэкономить до 60 часов в месяц на одном магазине и ускорить обслуживание.
Персонифицированный маркетинг
Один из больших трендов – персонифицированный маркетинг. Классическая система лояльности с одинаковыми для всех покупателей «ценой без скидки» и «ценой со скидкой» легка для копирования; ритейлеры создают мотивацию для покупателя прийти в конкретный магазин – предложить ему скидку на то, что для него актуально.
Искусственный интеллект и рекомендательные системы
Рекомендательные системы, которые анализируют поведение покупателей. Используя полученную информацию, они выводят в отдельный раздел рекомендаций, товары, соответствующие вкусам клиентов.
Amazon и Alibaba используют продвинутые рекомендательные системы. Использование этой технологии повысило прибыль Amazon ориентировочно на 35%, для Alibaba повышение составило около 20%.
Технологии ИИ в целом активно используются в e-commerce для улучшения качества обслуживания клиентов – помимо рекомендательных систем и ранее упомянутых чат-ботов, технология применяется в приложениях с дополненной реальностью, защите от мошенников, распознавании голосов и лиц.
Существуют и другие тенденции – применение искусственного интеллекта для оптимизации работы HR, использование биометрии для улучшения клиентского опыта, интегрирование интеллектуальной автоматизации, сочетающей возможности Process Mining и AI, сознание экосистем, навигация по магазину на базе технологий вроде iBeacon, интеграция игровых элементов с элементами AR/VR.
QR-коды
QR-коды используются в маркетинге, приеме платежей и отслеживании отправлений, влияя на то, как клиенты совершают покупки и далее взаимодействуют с компанией. Размещая их на чеках и продуктах с обещанием акций и скидок, можно повысить активность на сайтах и приложениях ритейлера.
Amazon использует свои кастомизированные QR-коды Amazon SmileCodes, чтобы делать специальные предложения своим клиентам. Уже по умолчанию сканирование этих кодов требует специального приложения от Amazon, что повышает активность клиентов.
Рост мобильных платежей
Число бесконтактных платежей растёт. Большая часть мирового рынка мобильных платежей приходится на Apple Pay (43%), Google Pay (31%) и Samsung Pay (20%). На локальном уровне в России за первые семь месяцев 2021-го число бесконтактных платежей выросло на 36% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, оборот вырос в 2,4 раза, а количество плательщиков – почти в 2,5 раза. Основное количество покупок с помощью мобильных систем приходится на Apple Pay – 76%, на Google Pay – 24%.
FacePay
Глобальное применение технологий распознавания лиц для оплаты товаров и услуг, пока что преимущественно офлайн, вызывает у некоторых опасения, но, тем не менее, продолжает набирать популярность как удобная альтернатива, не требующая от человека постоянного ношения телефона.
В США независимый сервис PopID расположился для оплаты в 70 независимых ресторанах и кафе в нескольких городах, главным образом на западном побережье. В Китае два ведущих приложения для мобильных платежей, AliPay и WeChat Pay, занимающие вместе 98% рынка, стремятся расположить свои системы распознавания лиц по всей стране.
Согласно подсчётам китайских властей, 760 млн людей будут использовать системы распознавания лиц для оплаты к следующему году.
Объём инвестиций в RetailTech в 2021 г.
Развитие технологий определено не только запросами пользователей, но и инновационностью самой отрасли – в ней появляется все больше технологичных проектов. Согласно данным CB Insights, глобальный объём венчурных инвестиций в RetailTech в первом полугодии 2021 года составил $60,4 млрд – в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Прогнозы на 2022-й год
В будущем году ожидается развитие существующих трендов, в частности, развитие многоканальной розницы, развитие чат-ботов, автоматизация B2B-продаж. Продолжится и рост популярности маркетплейсов, которые ещё в предыдущем году являлись самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. Социальная коммерция на базе таких сетей как Facebook, Instagram, с учётом планов первых двух использовать Shopify для прямых продаж, а также намерения YouTube стать торговой площадкой.