С уходом западных брендов началась волна притока продавцов на популярные маркетплейсы. Как результат – работа с площадками усложнилась, выросла конкуренция.
Происходит профессионализация рынка – 10% продавцов на маркетплейсах уже перешли на работу со специализированными агентствами. Ожидается, что их доля вырастет до 30% до 2025 года. Специалисты компании Kokoc Group, одного из лидеров в области интернет-маркетинга, решили выяснить, с какими вызовами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса в 2023 году и какие стратегии станут наиболее выигрышными.
В Kokoc Group проанализировали порядка 1000 проектов платформы для продвижения и автоматизации ZoneSmart (входит в состав группы компаний) и отметили рост профессионализации продавцов отечественных маркетплейсов. На это указывают данные по росту спроса на услуги посредников – специализированных агентств, которые осуществляют комплексное сопровождение по выходу на маркетплейсы, а также техническую и маркетинговую поддержку продавцов. Причиной стало увеличение количества ритейлеров на основных онлайн-площадках, а также осложнение механизмов продвижения и правил работы платформ.
Читать также: О маркетплейсах: факты, тренды и прогноз развития
«Не секрет, что сегодня большинство предпринимателей, планирующих зайти на маркетплейс, стараются воспользоваться услугами профессиональных агентств. В число таких услуг входит и аналитика площадки, где будут продавать товар, и инструменты продвижения онлайн-продаж, и автоматизация работы в целом. Такой тренд лишний раз подтверждает то, что в текущих реалиях стандартный подход исчерпал себя. В связи с чем требуется искать новые инструменты продвижения и автоматизации процесса», – пояснил CEO ZoneSmart Артём Косилов.
Для успешной конкуренции на маркетплейсах новым игрокам сегодня придется столкнуться с рядом вызовов. Помимо стандартного маркетингового исследования для определения товарной линейки наиболее востребованных товаров, составления бизнес-плана, появились и специфические технологические препятствия. Например, в связи со специализацией площадок и развитием их внутренних систем, будущему поставщику надо определиться со способами публикации листингов и форматом работы с каталогами на каждой из платформ, выбрать тип процесса обработки, отправки и доставки заказов. А впоследствии следить за обеспечением необходимого уровня товарных остатков на складах и контролировать исполнение кампаний по продвижению товарных объявлений. Именно в связи с таким усложнением рынка, по мнению экспертов агентства, и связан рост популярности сервисов-медиаторов.
«В данный момент мы наблюдаем очередную волну миграции спроса и покупательской аудитории из оффлайн-магазинов в онлайн, что связано, в том числе, с уходом из России ряда брендов. Однако, сам рынок онлайн-ритейла существует уже давно и успел к текущему моменту обрасти технически сложными алгоритмами. Именно поэтому новым игрокам, в основном представителям малого и среднего бизнеса, необходима техническая поддержка. Несмотря на то, что на исследование экономических показателей на одной площадке придется потратить в среднем 30 тысяч рублей, эта сумма является вполне оправданной для тех, кто выходит на новые каналы онлайн-продаж. Кроме того, агентства предоставляют продавцам доступ к специализированным системам, которые позволяют загружать каталоги товаров и следить за заказами на всех площадках сразу – при создании индивидуальных API. Все это позволит продавцам экономить ресурсы и время на развитие непосредственно бизнеса», – пояснил Александр Шокуров, CEO Kokoc Group.
При этом эксперты агентства подчеркивают, что несмотря на рост конкуренции и усложнение механизмов работы в сфере онлайн-ритейла, маркетплейсы остаются одним из самых перспективных и эффективных каналов развития для малого и среднего бизнеса. Платформы электронной торговли позволяют продавцам быстро и легко достигать широкой аудитории покупателей, увеличивать объем продаж, масштабировать бизнес.
Читать также: Продажи товаров из Беларуси на Wildberries увеличились за квартал до 9,4 млрд руб.
Таким образом, сегодня перед МСП компаниями стоит ряд вопросов, которые им придется решить, прежде чем оказаться на маркетплейсе. Это не только маркетинговые инструменты, но и технологические. Среди них проведение исследования о выявлении наиболее востребованных товаров, определение способов публикации листингов, форматов работы с каталогами на платформе, типа процесса обработки, отправки и доставки заказов. А для того, чтобы стать успешными, потребуется решение не только организационных вопросов, но и рекламных. Ведь основная рекомендация небольшим локальным брендам в вопросе продвижения на маркетплейсах – быть на два шага впереди и делать акцент на новые способы продвижения, которые еще не скоро исчерпают свой потенциал.