Современный ритейл изменился до неузнаваемости – покупатель уже не тот, шопинг уже не тот. И в комплексе этих перемен ТРЦ также не могут оставаться в стороне. Еще на стадии концепции торгового центра необходимо учесть современные тренды и особенности потребительского поведения.
О мировых тенденциях и инновационных решениях , которые сеголня применяются ритейлерами, рассказал Иван Артемов – руководитель направления развития концепций ТРЦ компании CBRE.
Глобальные изменения
Мы постоянно находимся в поиске решений, которые помогут правильно вывести новый объект на рынок, правильно его спроектировать и, что немаловажно, правильно представить объект потенциальным арендаторам и партнерам. Для того, чтобы все это реализовать необходимо понимать основные тренды не только в ритейле, но проанализировать то, в каком направлении движется развитие современных ТРЦ, и чего хотят от торговых центров нынешние потребители.
За 10 лет жизнь изменилась настолько, что люди доверяют мобильным устройства всё, даже самое святое. Каждый день, и каждый час мы видим, насколько прочно гаджеты вошли в нашу жизнь. Это, конечно, сказывается на взаимоотношениях внутри рынка розничной торговли. Раньше на этом рынке присутствовали ритейлеры и девелоперы, а теперь к этой паре присоединились и глобальные IT-компании. И не только крупные онлайн продавцы – Alibaba, Amazon, на даже Google и Apple сейчас все больше и больше влияют на мировой рынок интернет торговли.
Как только они придумывают что-то новое, сразу меняется равновесие, и центр смещается от ритейла к девелопменту и обратно. Задачи ключевых компаний нередко противоречат друг другу, но неизбежно возникают точки сопрокосновения. Вот поиск этих точек и становится главной задачей при создании новых концепций современных торгово-развлекательных центров.
Ключевые векторы развития ТРЦ
Во-первых, ритейлеры усложняют структуру магазинов, проектируя мультисенсорные пространства. В качестве примера можно привести Hamley`s, который прямо в торговый зал встраивает большой интерактивный детский парк. Или Massimo Dutti, активно использующий в помещениях арома маркетинг.
Во-вторых, в мире приобретают огромную популярность такие концепции магазинов, в которых смешаны различные функции. Так, европейцы уже с трудом воспринимают магазины подарков и сувениров, в которых нет…кафе. Или интересный крупный магазин в Концепт-моле «Bikini Berlin», который торгует товарами для дома. И на его территории уместились не только полки с товарами, но и кафе, и площадка для проведения развлекательных мероприятий. И в дополнение ко всему витрина ТРЦ смотрит на берлинский зоопарк, что дает посетителям возможность наблюдать за животными. Очень интересная мульти-концепция, отражающая современные мировые тренды.
Важное место в создании современных концепций занимают технологии. Офлайн торговля сочетается с онлайн сервисами, что увеличивает продажи. Даже люксовые марки активно сотрудничают с fashion блогерами, что раньше было трудно себе представить, и используют технологии для внедрения стратегии адресных продаж. Благодаря им посетитель, даже просто проходя мимо магазина, может получать уникальное предложение, сформированное лично для него.
Технологии помогают изучать и взаимодействие посетителя с витринами. Как перемещается клиент внутри торгового пространства? Что интересует его более всего? Перед какими товарами он задерживается? Все это становится достоянием ритейлера и, конечно, повышает эффективность привлечения покупателя и стимулирует продажи.
Что происходит в ТРЦ?
Первый факт заключается в том, что увеличивается доля сегмента досуга, развлечений и образования. По нашим оценкам за 10 лет она выросла в два раза. И уже 20% аренднопригодной площади ТЦ заняты не под торговлю. Основными компонентами являются спорт, сервис, объекты социокультурного назначения и коворкинги. И в своем стремлении дать посетителям максимальный комфорт владельцы ТЦ превосходят все ожидания: в европейских центрах уже никто не удивляется наличию на территории торгового центра поликлиник с новейшим медицинским оборудованием.
На этапе проектирования ТЦ сейчас уже необходимо закладывать крупные рекреационные зоны, без которых невозможно рассчитывать на то, что посетитель будет оставаться в ТРЦ достаточно долгое время. И ключевая задача каждого владельца бизнеса – создать условия для увеличения времени пребывания людей на территории торгового центра. А рекреационные зоны этому способствуют. В качестве примера приведу новый мол Puerto Venecia в Сарагосе, расположенный в центре города. Торговый центр разделен на две часть прудами, которые не только украшают ландшафт, но и пригодны для плавания посетителей.
Резюме
Сейчас девелоперы не могут не анализировать потребительское поведение, в котором произошла масса изменений. Если раньше владельцев ТЦ интересовали лишь возможности увеличения доходности помещений, то теперь девелоперы вместе с ритейлерами активно изучают товарооборот, потребительскую активность, средний чек, то есть заходят довольно глубоко в бизнес и участвуют в функционировании магазинов. И они вынуждены изучать то, как посетители ходят по ТЦ, сколько времени они там проводят, то есть выходят на новый уровень ведения бизнеса.
Мы согласны с активными участниками бизнеса в том, что происходит снижение доли магазинов, продающих только вещи, и усиление позиций ритейлеров, которые предлагают посетителям досуг и впечатления. В ближайшей перспективе мы предрекаем достижение такой ситуации, когда эти доли выровняются. А значит, уже сейчас владельцы ТРЦ должны задумываться о создании концепций, предлагающих посетителям не только шопинг, но и интересный содержательный досуг.