Маркировка товаров: покупатели привыкли, но готов ли бизнес?

7 часов назад
Маркировка товаров: покупатели привыкли, но готов ли бизнес?
Все рекламные возможности портала belretail.by

Необходимость считывания DataMatrix кода на некоторых товарах перестала отпугивать покупателей от касс самообслуживания. Привыкли к новой реальности, а наиболее продвинутые пользователи даже нашли в ней свои плюсы. Например, скачали в свой смартфон приложение «Электронный знак» и активно им пользуются, если нужно изучить «досье» на интересующий товар.

Маркировка несет в себе три важные функции:

1.Информирование – поскольку содержит максимум информации о товаре и его производителе: где и когда произведено, состав, срок годности и т.д.;

2.Идентификация – можно быстро и надежно подтвердить соответствие товара ГОСТу, качеству и требованиям безопасности;

3.Прозрачность – контролирующие органы могут проследить всю цепочку движения товара от производителя до покупателя.

Список товарных групп, подлежащих обязательной маркировке и прослеживаемости, должны были расширить с 1 октября. Однако, чтобы и покупатели и производители лучше освоились, Совет Министров РБ перенес дату на полгода вперед.

Чек-лист: что нужно знать о новых правилах маркировки и прослеживаемости

Нужно пояснить, что маркировка и прослеживаемость – не одно и то же. Внесены коррективы в график внедрения систем прослеживаемости и маркировки товаров. Так, старт обязательной прослеживаемости для широкого перечня бытовой техники, включая стиральные машины, телевизоры, электроинструменты и мелкую кухонную технику, перенесен на 1 марта 2026 года. При этом из-под действия данного регулирования полностью выведены продукты питания, обувь, бытовая химия, а также все товары, бывшие в употреблении.

Что касается маркировки, то здесь также произошли изменения. Ее введение для безалкогольных напитков и соков сдвинуто на 1 мая 2026 года (ранее планировалось 1 октября 2025 года). Кроме того, перечень товаров, подлежащих маркировке, сокращен за счет исключения б/у мобильных телефонов и ноутбуков. В то же время, принято решение о введении с 1 января 2026 года обязательной маркировки ювелирных изделий. Процедура будет применяться на этапах производства, импорта для последующей реализации, а также экспорта в страны-партнеры по соглашениям о взаимном признании средств идентификации. Отметим, что некоторый ассортимент ювелирных изделий может обращаться без маркировки.

Важно подчеркнуть, что перенос сроков не означает отмену нововведений, а предоставляет бизнесу дополнительное время на подготовку. В связи с этим МНС рекомендует субъектам хозяйствования выполнить пять ключевых шагов:

1. Пройти регистрацию в системе автоматической идентификации ГС1 Беларуси (если это не было сделано ранее).

2. Внести описание товаров в межведомственную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» через ГП «Центр систем идентификации».

3. Зарегистрироваться (или пройти перерегистрацию) в государственной информационной системе маркировки.

4. Приобрести у оператора системы коды маркировки, а при необходимости — защищенные материальные носители и знаки защиты. Решение о необходимости последних двух пунктов компании принимают самостоятельно.

5. Передать в систему маркировки информацию о нанесении средств идентификации на товар в установленном формате.

Более подробный алгоритм действий в рамках системы прослеживаемости размещен на официальном сайте МНС в разделе «Главная/Актуальное/Прослеживаемость товаров».

Как упростить жизнь бизнесу?

Наиболее очевидный способ: провести оптимизацию, а затем и автоматизацию процессов на производстве. Мало промаркировать товар и отправить отчет о маркировке — его еще надо учитывать, передавать данные об отгрузках или приемки товара (зависит от рода деятельности бизнеса и формы хозяйствования).

Директор компании «Электронная экономика» Максим Ефимович рассказал о программном продукте белорусских разработчиков E-DMark, который в онлайн-режиме интегрируется с ГИС «Электронный знак» – глобальной системой, отвечающей за получение и передачу кодов маркировки.

Представленное программное решение предназначено для комплексной автоматизации бизнес-процессов, связанных с маркировкой товаров. Функционал системы охватывает полный цикл операций: от заказа и трансформации кодов маркировки до их нанесения, проверки на валидность и формирования отчетной документации. Таким образом, платформа обеспечивает сквозную сериализацию продукции с последующей ее реализацией на внутреннем рынке Республики Беларусь и за его пределами. Решение особенно востребовано среди субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих импорт в РБ из государств СНГ и других стран. На сегодняшний день продукт успешно внедрен и используется более чем сотней компаний, и мы продолжаем его активное развитие и техническую поддержку.

E-DMark используется сейчас на многих предприятиях легкой промышленности, обувных предприятиях, у производителей алкогольных и безалкогольных напитков, соков, молочных продуктов, шин, духов и на других предприятиях, товары которых попали под обязательную маркировку.

Отметим, что поиск партнера, который поможет провести автоматизацию маркировки и прослеживаемости, заключается не в том, кто сможет это сделать дешевле. Куда важней экспертиза, понимание бизнес-процессов компании, способность сотрудников вести прозрачный честный диалог. Все это даст реальный инструмент для автоматизации, которая будет полностью соответствовать законодательству РБ.

Автор — Сергей Малиновский, специалист компании ООО «Электронная Экономика»


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: