79% белорусов в возрасте 14-65 лет делают заказы на маркетплейсах чаще одного раза в месяц, причем мужчины не уступают женщинам в любви к онлайн-шоппингу. Такие выводы демонстрируют результаты изучения покупательского поведения в Республике Беларусь.
Опрос проводился в марте-июле 2025 года. В нем приняли участие жители городов и малых населенных пунктов, постоянно проживающие в Беларуси, которые пользуются интернетом 4-6 раз в неделю или чаще.


Результаты исследования показали, что основная часть интернет-покупателей имеет семью с детьми и ежемесячно располагает суммой на иные расходы, помимо всех обязательных платежей. В среднем количество «свободных денег» варьируется от 100 до 500 белорусских рублей в месяц.

Мужчины – за выгоду, женщины – за процесс
Согласно результатам исследования, озвученным на конференции «Wildberries E-Com Day. 2025», доля мужчин и женщин среди онлайн-покупателей в Беларуси делится почти поровну, однако представительницы прекрасного пола все же превалируют (54% против 46%). А еще покупки в интернете чаще делает более молодое население (средний возраст – 37 лет) и те, у кого есть высшее образование (52%).


Также исследование показало, что мужчины особенно ценят покупки в интернете за возможность получить выгоду, в то время как для женщин важнее удобство процесса и получения товара, а еще возможность его примерить.
Что интересно, возрастные особенности влияют на различия в восприятии онлайн-покупок: в то время как для подростков 14-17 лет наиболее важным критерием является разнообразие ассортимента и отсутствие навязчивых продавцов, то с возрастом предпочтения покупателей все больше склоняются в сторону удобства самого процесса интернет-шоппинга, привлекательности цен и наличия рейтингов у продавцов.
Помимо этого, результаты исследования демонстрируют, что при покупке товаров в категориях «Обувь», «Одежда для взрослых», «Аксессуары и украшения», белорусские покупатели чаще руководствуются спонтанными чувствами: триггерами становятся понравившийся товар или желание чего-то нового. Доля покупателей по данным позициям значительно выше в сегменте «онлайн». Те, кто покупает эти категории в интернете, чаще отмечают, что получают удовольствие от процесса покупки, а также любят выбирать из большого разнообразия вариантов. При покупке офлайн в данных категориях, напротив, чаще выбирают уже привычные, знакомые магазины, а также наблюдается склонность к «проверенным» товарам.

Драйверы онлайн-покупок
Ключевыми драйверами совершения онлайн-покупок для жителей Беларуси являются:
- возможность сделать и забрать заказ в удобное для себя время;
- опция сравнения цен и ознакомления с отзывами на товар;
- экономия сил (не нужно ходить по магазину, носить сумки).
Также среди преимуществ интернет-шоппинга респонденты отметили более привлекательные цены, широкий ассортимент и возможность купить разные товары в одном месте.

Интересно, что наиболее распространенным и частым видом шоппинга в сети для белорусов становятся покупки на Wildberries. Знание маркетплейса и опыт его использования значимо превосходит других участников рынка e-com: по результатам исследования, Wildberries стала лидером по узнаваемости и охвату среди жителей Беларуси.
- По показателю спонтанного знания Wildberries лидирует и опережает площадку, занявшую второе место, на 12 п. п. (90% против 78%).
- Также у Wildberries существенный отрыв от других платформ по «top of mind» (маркетплейс, который респонденты вспоминают первым, когда речь идёт об онлайн-покупках) – 73% против в 13% у обладателя второго места в рейтинге.
- 92% опрошенных считают Wildberries популярным и народным маркетплейсом.
Что касается причин выбора Wildberries при последней онлайн-покупке, то значимая часть опрошенных отметила у площадки отличный ассортимент (32%), удобство расположенных ПВЗ (43%) и возможность примерки (28%).

Данные исследования МАРТ
К слову, в период с 9 по 15 октября 2025 года специалисты Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь также провели мониторинг мнений потребителей о работе маркетплейсов. В онлайн-опросе приняло участие 1629 респондентов.
По результатам исследования, опубликованного в открытых источниках, самой популярной интернет-площадкой для совершения покупок стала Wildberries, в пользу которой высказалось 1388 белорусов. Отрыв от платформы, занявшей второе место в рейтинге, составил более 30 п.п. (85,2% против 50,7%).
Специалисты антимонопольного ведомства отмечают, что в ходе изучения мнений потребителей более половины респондентов (50,9%) ответили, что совершают покупки раз в месяц, 38,7% – несколько раз в неделю, что свидетельствует о сформировавшейся привычке покупать товары на маркетплейсах.
















BelRetail.by – это специализированный интернет-ресурс о розничной торговле и e-commerce в Республике Беларусь: актуальная информация о событиях отрасли, статьи, мнения; каталог ритейлеров, вакансии, профильное обучение, акции и бонусные предложения.