Специалисты МАРТ провели онлайн-опрос потребителей и продавцов с целью выяснить их отношение к работе маркетплейсов. Опрос проводился в период с 09 по 15 октября 2025 года. В нем приняло участие 1629 респондентов.
По результатам опроса самыми популярными интернет-площадками для совершения покупок являются:
Wildberries – 1388 ответов (85,2%);
OZON – 826 ответов (50,7%);
Emall.by – 393 ответов (24,1%);
Onliner – 234 ответов (14,4%);
AliExpress – 200 ответов (12,3%).
Ключевыми факторами при выборе платформы являются цена (80%), широкий ассортимент (61,9%) и возможность оплаты при получении (60,9%). Также важна скорость и стоимость доставки (47%), и легкость возврата (32,9%).
Более половины респондентов (50,9%) ответили, что совершают покупки раз в месяц, 38,7% – несколько раз в неделю, что свидетельствует о сформировавшейся потребительской привычке покупать товары на маркетплейсах.
Большинство респондентов (63,3%) не считают, что маркетплейсы злоупотребляют своим положением, однако каждый третий (36,7%) полагает иначе.
При этом, несмотря на высокую популярность, покупатели отмечают и ряд проблем.
Основные сложности возникают при получении заказов в пунктах выдачи. 40,8% отмечают нарушение сроков доставки, 18,2% – непринятие товара с недостатками в порядке возврата, 16% жалуются на качество обслуживания в пунктах выдачи заказов (недружелюбие сотрудников, очереди, грязь).
Сама процедура возврата также вызывает недовольство у покупателей. Около 20,8% считают ее неудобной или сложной, а около 17,5% – сталкиваются с длительным ожиданием возврата денег.
Также покупатели отмечают недостаточную информированность по важным характеристикам товаров: отсутствие актуальной информации о сервисных центрах, гарантийных условиях, характеристиках, производителе и стране происхождения.
Таким образом, болевыми точками у потребителей является, прежде всего, уровень сервиса на пунктах выдачи заказов и логистика, что в определенной степени влияет на общее впечатление и доверие к маркетплейсам.
В опросе также приняло участие более 80 субъектов хозяйствования. Более 50% продают свои товары на маркетплейсах. Среди тех, кто представлен на интернет-площадках, 19 работают на Wildberries, 18 – на Ozon, 20 – на E-mall, 10 – на Onliner и других площадках.
По мнению предпринимателей, основными проблемами в работе на интернет-площадках являются: высокие комиссионные вознаграждения, сложности и задержки с получением выплат, недостаточная техническая поддержка со стороны платформ, затянутые процессы разрешения споров и др.