На рынке торговой недвижимости возник дефицит арендаторов: из-за рекордного ввода новых площадей и низкой активности ритейлеров многим недавно открытым и еще строящимся объектам грозит высокий уровень вакантности. Об этом сообщил ведущий специалист «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий.
Сложности для девелоперов возникли еще в середине прошлого года, когда предложение начало заметно превышать спрос и рынок вступил в «эпоху арендатора». Представленные в стране торговые операторы получили широкий выбор объектов, но оказались не в состоянии заполнить все из них. Некоторые ритейлеры сейчас и вовсе приостанавливают развитие сетей в связи с неопределенной макроэкономической обстановкой, ослаблением белорусского рубля и сложностями с импортом продукции.
Но при этом предложение на рынке продолжает расти. Если в 2014 году Минск прирос на 120 тыс. кв.м торговых площадей, то в текущем году может получить рекордные 200 тыс. «квадратов». «Если инвесторы возлагали на рынок торговой недвижимости большие надежды, вкладывая в него финансовые ресурсы, то ритейлеры, напротив, ведут себя осторожно. Дефицит арендаторов стал для девелоперов суровой реальностью», – отметил эксперт.
В торговых центрах, введенных в Минске за последние годы, можно найти немало пустующих помещений. «Сейчас даже присутствие сильного продуктового оператора не может обеспечить быстрое заполнение объекта — потенциальным арендаторам нужны более существенные гарантии мобильного трафика», — пояснил эксперт. Тем более, что пересечение потоков продуктового гипермаркета и торговой галереи составляет не более 10%.
В группе риска оказались строящиеся торговые центры гигантских размеров: Green City, Dana Mall, «Магнит Минска», Galleria Concept, MOMO и «Деревня гипермаркетов». Заполнить объекты силами уже представленных в стране арендаторов проблематично – нужно привлекать новые мировые брендовые сети. Однако те не спешат выходить на белорусский рынок. Так, в ближайшем будущем не стоит ждать мировых брендов модной одежды уровня Zara, а также крупных сетей гипермаркетов, вроде Auchan и Carrefour. Также не придут в Беларусь сети Metro и IKEA.
«Владельцам крупных моллов, вероятнее всего, придется запускать собственные магазины по франшизе и заниматься уже несвойственной им деятельностью. Как правило, таким образом можно заполнить до 20% торговых площадей», – объяснил ведущий специалист.
В то же время большими перспективами обладают торговые центры средних размеров с оригинальной концепцией. Среди них – первый в Беларуси центр распродаж Leto, который будет введен в эксплуатацию уже весной. «На этот объект спрос остается стабильно высоким, поскольку необычный формат гарантирует внушительный поток посетителей и позволяет сократить текущие издержки. Ритейлеры прекрасно понимают: низкие цены и круглогодичные распродажи будут привлекать в торговый центр покупателей со всей Беларуси», – пояснил эксперт.
Однако далеко не каждый торговый центр в Минске может похвастаться интересной концепцией. «Многие инвесторы не задумываются об этом, рассчитывая, что на «коробку» всегда будет спрос. Однако эти времена ушли в прошлое – сейчас отсутствие формата и четкой идеи, как привлечь арендаторов, может обернуться пустующими помещениями, что мы, собственно, и будем наблюдать уже в этом году», – добавил Александр Великий.
Чтобы привлечь или удержать арендаторов, владельцы торговых центров идут на уступки: снижают ставки и предлагают различные бонусы. Девелоперы стали чаще предоставлять арендные каникулы, а некоторые собственники привязали уровень ставок к вакантности торгового объекта. «И хотя основным фактором выбора торгового центра остаются удачное местоположение и оригинальный формат, подобные компромиссы повышают привлекательность предложения. В целом для ритейлеров сложились хорошие условия на рынке торговой недвижимости», — подытожил эксперт.