Российские электронные площадки, которые до недавнего времени имели представительства в Беларуси, но сейчас убежали, оставили только точки выдачи товаров, перестали платить налоги в бюджет РБ. Такое мнение высказал замглавы администрации Александра Лукашенко Дмитрий Крутой, пишет российское издание oborot.ru.
Чиновник также сообщил, что ритейлеры в том числе прикрываются покровителями в России и отказываются платить НДС в Беларуси за покупки в них беларусских пользователей. В то же время площадки не предоставляют информацию об уплате НДС в России.
Дмитрий Крутой предложил выработать единые правила игры для всех, т.к. сегмент интернет-торговли в Беларуси стал слишком значимым и в этом году составит 6% от общего розничного товарооборота.
«Позволить ему находиться в абсолютно серой зоне, не платить налоги — никто, ни одна страна этого не позволит. НДС для нашего бюджета — слишком значимый налог, это 40% доходной части. Баловаться с НДС нельзя ни в коем случае».
Дмитрий Крутой отметил, что вопрос обсудят на заседании Евразийского союза.
Кроме этого согласно проекту нового налогового кодекса, который планируется принять в Беларуси, иностранные интернет-магазины заставят с 1 июля 2022 года платить НДС в размере 20%. Планируется, что это позволит пополнить госбюджет примерно на 40 млн BYN в год.
Это наверняка приведет к подорожанию товаров для беларусов.
Данное изменение может затронуть Wildberries, AliExpress, OZON, Amazon и другие крупные маркетплейсы.
Читать также: В 2022 году товары в иностранных интернет-магазинах подорожают на 20%
Высказывания чиновника скорее всего направлены на Wildberries. Ранее этот маркетплейс работал в нашей стране как резидент Республики Беларусь, но затем переключил прием платежей на российское ООО и сайт wildberries.ru.
В отыет на упреки Яндекс.Маркет распространил заявление, в котором сообщил, что площадка никогда не продавала товары в Беларуси и всегда работал как сервис сравнения цен, который агрегирует предложения магазинов-партнеров на своей платформе. Такая бизнес-модель не предполагает продажи товаров непосредственно на Яндекс.Маркете: пользователи выбирают товар, а затем переходят на сайт партнера и совершают покупку там. Никаких изменений бизнес-модели в последнее время не происходило".
Напомним, что год назад российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) написала письмо на имя премьера Михаила Мишустина о рисках двойного налогообложения российских маркетплейсов при торговле в Беларуси и Казахстане (там аналогичные налоговые изменения хотят ввести с начала будущего года).
В письме отметили, что компании продолжат платить НДС и в России. При этом авторы письма убеждены, что требования не будут распространяться на трансграничные интернет-площадки за пределами стран ЕАЭС, например AliExpress, eBay и Asos.
Дополнительную налоговую нагрузку из-за введения Минском налога оценили в 3,8 млрд российских рублей (около $51,1 млн). Российского премьера попросили посодействовать разрешению проблемы. В итоге ею занялось Минэкономики России.
Ведомство сообщило в Евразийскую экономическую комиссию «о недопустимости создания барьеров». В министерстве согласны, что возникшая ситуация «вступает в противоречие с правом ЕАЭС», поэтому совместно с Минфином РФ ведут переговоры с ЕЭК, властями Казахстана и Беларуси о недопустимости двойного налогообложения.