Исследовательская компания BEROC представила результаты исследования экономических настроений и ожиданий представителей малого и среднего бизнеса. Исследование проводилось в августе 2022 года.
Методология исследования
Выборка: 300 малых и средних компаний, пропорционально представляющие 1) промышленность, 2) строительство, 3) оптовую и розничную торговлю, 4) другие виды деятельности.
Респонденты: собственники и топ-менеджеры компаний (онлайн-опрос).
Анкета: основана на методологии ОЭСР.
Сопоставимость: использовались данные выборочных опросов Исследовательского центра ИПМ в 2020-2021 годах. Данные всех волн опросов взвешивались. Критерий взвешивания – количество МСП по видам деятельности на конец 2020 г.
BCI индексы: рассчитываются по аналогии с Purchasing Managers’ Index (PMI), только по пятибалльной шкале, где крайне негативные ответы учитываются с весом 0, негативные с весом 0.25, нейтральные с весом 0.5, позитивные с весом 0.75, крайне позитивные с весом 1.
Сводный BCI индекс рассчитывается как среднее арифметическое индексов «ожидаемое изменение экономического положения», «ожидаемое изменение финансового положения», «ожидаемое изменение занятости» и «ожидаемое изменение производства/заказов/продаж».
Основной вывод: Согласно динамике сводного BCI индекса с декабря 2020 года, сейчас наблюдается самая позитивная ситуация с экономическими ожиданиями малого и среднего бизнеса. Индекс незначительно превысил нейтральный уровень и стал максимальным за все время наблюдений.
В разрезе видов деятельности наблюдаются все-таки в большей степени негативные оценки настоящего. Негативная оценка прошлого (предыдущего квартала) максимальна в сфере оптовой и розничной торговли.
Сводные BCI индексы по видам деятельности
Примечание: Шкала от 0 до 100, где меньше 50 – спад, больше 50 – рост.
По сравнению с апрелем 2022 года беларусские предприниматели значительно скорректировали подходы и инструменты, позволяющие преодолевать существующие риски.
В 2 раза выросла востребованность в повышении эффективности бизнес-процессов. В ТОП-5 наиболее популярных инчтрументов также вошли:
- Вывод на рынок новых продуктов/услуг
- Поиск новых форматов деятельности
- Выход на новые экспортные рынки
- Обучение/переобучение сотрудников
Доля тех компаний, которые ничего не предпринимают по преодолению рисков уменьшилась с 27% до 17%.
Барьеры, с которыми сталкивались компании с апреля 2022 года напрямую связаны с низким внутренним спрсом и санкциями.
По сравнению с апрелем в составе ТОП-5 барьеров для роста деловой активности фирм малого и среднего бизнеса произошло лишь одно изменение: вместо высокой неопределенности экономической среды в списке оказалась проблема низкого внутреннего спроса (33.9%). В апреле данный фактор был на 5 месте по частоте упоминания. Эксперты BEROC связывают данную динамику с последствиями шока, обусловленного войной в Украине.
ТОП-10 факторов, которые препятствуют компаниям росту деловой активности
- Низкий внутренний спрос.
- Макроэкономическая нестабильность (колебания валютного курса).
- Разрыв логистических цепочек.
- Нехватка сырья/материалов/комплектующих.
- Разрыв производственных цепочек.
- Сложности с поставками.
- Проблемы с платежами вследствие введения санкций против банков.
- Финансовые проблемы (высокая кредитная задолженность).
- Нехватка квалифицированного персонала/менеджмента.
- Высокая неопределенность экономической среды.
Доля компаний, которым ничего не препятствует снизилась с 13% до 10%.