На этой неделе генеральный директор АКИТ (Ассоциация компаний информационных технологий) Дмитрий Ананьев сообщил, что ассоциация планируют присваивать «знак качества» интернет-ритейлерам, а также заканчивает подготовку ряда законодательных инициатив по регулированию интернет-торговли.
Однако слишком бурная деятельность АКИТ без учета мнений всех заинтересованных сторон может привести дублирования существующих административных процедур и дополнительных барьеров для интернет-ритейлеров.
Еще в ноябре ассоциация провела конференцию на тему «Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в сети интернет», основными участниками были чиновники и представители различных министерств и ведомств.
Тогда было объявлено, что АКИТ разработала ряд решений, которые направлены на улучшение условий работы интернет-торговли Беларуси. Кроме внедрения «Знака качества АКИТ», которым будут удостоены магазины, обеспечивающие соблюдение интересов потребителей, ассоциация предлагает создать специальный сайт, содержащий информацию об интернет-магазинах с высокой степенью риска для потребителей.
Также сообщалось, что Ассоциация разработала проект указа президента Беларуси «О государственном регулировании розничной торговли, выполнения работ (оказания услуг) потребителям посредством сети Интернет». В документе предлагается законодательно закрепить в Беларуси работу нового субъекта предпринимательской деятельности — агрегатора товаров (работ и услуг).
На этой неделе руководитель АКИТ подтвердил эти планы. Он сообщил, что такой «знак качества» будет выдаваться после предварительной проверки интернет-магазинов ассоциацией по 40 критериям, которые уже утверждены членами ассоциации. Проверка будет проводится в добровольном порядке по заявительному принципу ритейлера.
Читать также: МАРТ: 44% беларусов совершают покупки в интернете, но доля e-commerce в товарообороте всего 2,8%
Дмитрий Ананьев считает, что данная метка даст возможность потребителю получить сводную информацию о продавце и избежать некоторых рисков.
Кроме того АКИТ уже разработала проект нормативно-правового акта, который предъявит новые требования к интернет-магазинам с целью «обеспечить гарантии добросовестной конкуренции и устранить имеющиеся системные проблемы». Сейчас документ проходит внутреннее согласование среди членов АКИТ, после чего он будет представлен на рассмотрение в МАРТ.
Читать также: Беларусы тратят на покупки в интернете в 19 раз меньше, чем жители США.
Напомним, что членами Ассоциации являются 11 компаний и лишь несколько из них осуществляют торговлю в сети интернет. Причем эти компании не являютяс явными лидерами рынка e-commerce Беларуси. Т.е. вся деятельность и инициативы АКИТ проходят без участия ТОПовых компании данного сегмента бизнеса.
Члены АКИТ
- Асбис, СЗАО
- БелАВМ, СЗАО
- НПП Белсофт, ЗАО
- БелХард Групп, ЗАО
- Компьютеры и Периферия, ООО
- Ксорекс-Сервис, СООО
- «Элко Телеком», ООО
- Линк Компьютерс, ПТЧУП
- Патио, ЗАО
- Электросервис и Ко, ООО
- Мук-Компьюторс, ИТУП
Напомним также, что контрольными функциями в сфере интернет-торговли также занимается МАРТ.
По словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирины Барышниковой, «в настоящее время массовых нарушений в работе интернет-магазинов в Беларуси нет, однако проблемы имеются».
Читать также: Online-ритейл в Беларуси. Итоги 2017 года.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются беларусские потребители, наблюдаются у зарубежныз интернет-магазинов. В частности речь идет о непоставке заказанного товара в установленные сроки, сокрытии важной информации о товаре, реализации некачественного товара либо реализация так называемого «серого» товара, сокрытие информации о продавце.
Понятно, что какие бы меры не придумывали регуляторы, вряд ли владельцы иностранных магазинов будут их страстно выполнять. Т.е. ужесточение мер ложится на плечи беларусских субъектов, к которым в большинстве случаев, претензий нет.
Комментарий руководителя маркетплейса Deal.by Максима Маринича
«Знак качества» для интернет-магазинов должен работать в интересах и потребителей, и продавцов. В потенциале эта идея способна дать добросовестным предпринимателям дополнительное конкурентное преимущество, покупателям — дополнительную гарантию безопасности.
В реальности же пока все выглядит не так. Инициатива АКИТ не учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Во-первых, механизм проверки должен разрабатываться открыто с участием потребителей и продавцов. Во-вторых, процесс проверки должен быть понятным, прозрачным и быстрым. Без дополнительной бюрократизации интернет-торговли и дублирования существующих административных процедур. Только так интернет-магазины смогут выполнить установленные критерии, а потребители будут доверять «знакам качества», которые те получили.
Мы призываем АКИТ организовать открытое обсуждение готовящейся инициативы с игроками рынка: маркетплейсами как защитниками интересов среднего и малого бизнеса и заинтересованными интернет-магазинами. Мы готовы оказать всевозможное содействие в организации этой встречи. Белорусская интернет-торговля остро нуждается в современных, а не устаревших подходах.