Инициативы АКИТ могут привести к еще большей бюрократизации интернет-торговли в Беларуси

14.03.2018
6600
Инициативы АКИТ могут привести к еще большей бюрократизации интернет-торговли в Беларуси

На этой неделе генеральный директор АКИТ (Ассоциация компаний информационных технологий) Дмитрий Ананьев сообщил, что ассоциация планируют присваивать «знак качества» интернет-ритейлерам, а также заканчивает подготовку ряда законодательных инициатив по регулированию интернет-торговли.

Однако слишком бурная деятельность АКИТ без учета мнений всех заинтересованных сторон может привести дублирования существующих административных процедур и дополнительных барьеров для интернет-ритейлеров.

Еще в ноябре ассоциация провела конференцию на тему «Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в сети интернет», основными участниками были чиновники и представители различных министерств и ведомств.

Тогда было объявлено, что АКИТ разработала ряд решений, которые направлены на улучшение условий работы интернет-торговли Беларуси. Кроме внедрения «Знака качества АКИТ», которым будут удостоены магазины, обеспечивающие соблюдение интересов потребителей, ассоциация предлагает создать специальный сайт, содержащий информацию об интернет-магазинах с высокой степенью риска для потребителей.

Также сообщалось, что Ассоциация разработала проект указа президента Беларуси «О государственном регулировании розничной торговли, выполнения работ (оказания услуг) потребителям посредством сети Интернет». В документе предлагается законодательно закрепить в Беларуси работу нового субъекта предпринимательской деятельности — агрегатора товаров (работ и услуг).

На этой неделе руководитель АКИТ подтвердил эти планы. Он сообщил, что такой «знак качества» будет выдаваться после предварительной проверки интернет-магазинов ассоциацией по 40 критериям, которые уже утверждены членами ассоциации. Проверка будет проводится в добровольном порядке по заявительному принципу ритейлера.


Читать также: МАРТ: 44% беларусов совершают покупки в интернете, но доля e-commerce в товарообороте всего 2,8%


Дмитрий Ананьев считает, что данная метка даст возможность потребителю получить сводную информацию о продавце и избежать некоторых рисков.

Кроме того АКИТ уже разработала проект нормативно-правового акта, который предъявит новые требования к интернет-магазинам с целью «обеспечить гарантии добросовестной конкуренции и устранить имеющиеся системные проблемы». Сейчас документ проходит внутреннее согласование среди членов АКИТ, после чего он будет представлен на рассмотрение в МАРТ.


Читать также: Беларусы тратят на покупки в интернете в 19 раз меньше, чем жители США.


Напомним, что членами Ассоциации являются 11 компаний и лишь несколько из них осуществляют торговлю в сети интернет. Причем эти компании не являютяс явными лидерами рынка e-commerce Беларуси. Т.е. вся деятельность и инициативы АКИТ проходят без участия ТОПовых компании данного сегмента бизнеса.

Члены АКИТ

  • Асбис, СЗАО
  • БелАВМ, СЗАО
  • НПП Белсофт, ЗАО
  • БелХард Групп, ЗАО
  • Компьютеры и Периферия, ООО
  • Ксорекс-Сервис, СООО
  • «Элко Телеком», ООО
  • Линк Компьютерс, ПТЧУП
  • Патио, ЗАО
  • Электросервис и Ко, ООО
  • Мук-Компьюторс, ИТУП

Напомним также, что контрольными функциями в сфере интернет-торговли также занимается МАРТ.

По словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирины Барышниковой, «в настоящее время массовых нарушений в работе интернет-магазинов в Беларуси нет, однако проблемы имеются».


Читать также: Online-ритейл в Беларуси. Итоги 2017 года.


Большинство проблем, с которыми сталкиваются беларусские потребители, наблюдаются у зарубежныз интернет-магазинов. В частности речь идет о непоставке заказанного товара в установленные сроки, сокрытии важной информации о товаре, реализации некачественного товара либо реализация так называемого «серого» товара, сокрытие информации о продавце.

Понятно, что какие бы меры не придумывали регуляторы, вряд ли владельцы иностранных магазинов будут их страстно выполнять. Т.е. ужесточение мер ложится на плечи беларусских субъектов, к которым в большинстве случаев, претензий нет.

Комментарий руководителя маркетплейса Deal.by Максима Маринича

«Знак качества» для интернет-магазинов должен работать в интересах и потребителей, и продавцов. В потенциале эта идея способна дать добросовестным предпринимателям дополнительное конкурентное преимущество, покупателям — дополнительную гарантию безопасности.

В реальности же пока все выглядит не так. Инициатива АКИТ не учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Во-первых, механизм проверки должен разрабатываться открыто с участием потребителей и продавцов. Во-вторых, процесс проверки должен быть понятным, прозрачным и быстрым. Без дополнительной бюрократизации интернет-торговли и дублирования существующих административных процедур. Только так интернет-магазины смогут выполнить установленные критерии, а потребители будут доверять «знакам качества», которые те получили.

Мы призываем АКИТ организовать открытое обсуждение готовящейся инициативы с игроками рынка: маркетплейсами как защитниками интересов среднего и малого бизнеса и заинтересованными интернет-магазинами. Мы готовы оказать всевозможное содействие в организации этой встречи. Белорусская интернет-торговля остро нуждается в современных, а не устаревших подходах.

По теме: