Международное агентство маркетинговых и социальных исследований МАСМИ провело вторую волну исследования о влиянии коронавируса на поведение потребителей. Первая волна исследования была проведена 19-21 марта,.
Читать также: Меньше стали ходить в ТЦ. Как коронавирус повлиял на поведение горожан Беларуси
Об исследовании
Онлайн опрос был проведен 14-16 апрел 2020 года. Всего было опрошено 500 респондентов в Минске и областных городах Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет. Выборка квотная, репрезентативна населению указанных городов по полу, возрасту, размеру населенного пункта.
Скачать полную версию результатов исследования в формате PDF в нашем telegram-канале @belretail_by
Основные выводы
Оценка ситуации
Средний уровень обеспокоенности ситуацией в сравнении с предыдущей волной исследования вырос с 6,2 до 7,3 балла.
Среди женщин данная оценка выше, чем среди мужчин, а чем выше возраст опрошенных, тем выше уровень их тревожности. Молодежь (18-24) наименее обеспокоена сложившейся ситуацией, связанной коронавирусом.
По данным апрельской волны исследования 2/3 населения ожидают ухудшения ситуации в ближайшие две недели. Наиболее пессимистичны в своих оценках минчане, а также респонденты с высшим и неполным высшим образованием.
Большинство респондентов уже столкнулись с ростом цен на товары и услуги. Практически половина опрошенных отметили уменьшение доходов, а также панику и депрессию в окружении.
Источники информации
Абсолютное большинство респондентов постоянно или время от времени следят за новостями о коронавирусе. Число тех, кто отслеживает информацию постоянно, существенно выросло в сравнении с предыдущей волной исследования.
Респонденты чаще всего узнают информацию из новостных сайтов в Интернете, а также на сайтах социальных сетей, форумах и блогах. Молодежь (18-24) чаще других для поиска информации использует социальные сети, форумы и блоги.
Предпринимаемые меры
Респонденты стали более тщательно относиться к обеспечению своей безопасности и безопасности своих близких. Женщины чаще мужчин предпринимают превентивные меры.
По многим показателям есть существенные различия в поведении в сравнении с предыдущей волной исследования. В первую очередь это касается ограничения участия в массовых мероприятиях и посещения торговых центров; соблюдения правил гигиены (использование антисептика, тканевой маски), а также более внимательного отношения к своим близким (ограничили посещения пожилых родственников, перестали водить детей в сад/школу).
Наиболее распространённые меры для обеспечения собственной безопасности и защиты близких – ограничение посещения массовых мероприятий, торговых центров и соблюдение правил личной гигиены.
Изменения, касающиеся работы
В сравнении с прошлой волной исследования выросла доля тех, кто перешел на удаленную работу, а также тех, кто был вынужден уйти в трудовой отпуск или отпуск без сохранения заработной платы.
Согласно данным апрельской волны исследования среди тех, кто уже работает удаленно, выше доля жителей г. Минска, а также женщин ( 1⁄4 уже работает удаленно ). Мужчины, респонденты со средним специальным образованием, а также представители рабочих специальностей гораздо чаще остальных отмечали, что их работу невозможно выполнять удаленно.
Посещение общественных мест
Только в сфере доставки продуктов наблюдается увеличение спроса , в остальных же сферах – значительный спад.
Наиболее существенные изменения коснулись сферы общепита, сферы услуг, а также мест для проведения досуга. Большинство жителей временно ограничило посещение данных мест.
Респонденты стали чаще отдавать предпочтение доставке и ограничили посещение торговых центров и супермаркетов. Значимо увеличилась доля тех, кто ограничил встречи с друзьями, родственниками, походы в гости.
Средний уровень обеспокоенности ситуацией существенно вырос в сравнении с предыдущей волной исследования и составил 7,3 балла из 10 возможных
Основными источниками информации о коронавирусе по-прежнему остаются новостные сайты в интернете и сайты социальных сетей, форумов, блогов
В сравнении с предыдущей волной исследования жители стали более тщательно относиться к обеспечению своей безопасности и безопасности своей семьи
Большинство респондентов уже столкнулось с ростом цен на товары и услуги. практически половина опрошенных отмечает уменьшение доходов, а также панику и депрессию в окружении
Женщины чаще, чем мужчины, сталкиваются с паникой и депрессией в своем окружении.
Значимых различий в возрастных группах, а также региональных различий выявлено не было
Доставку продуктов стали использовать чаще, а вот посещение торговых центров и гипермаркетов существенно снизилось в сравнении с предыдущей волной исследования
В сравнении с предыдущей волной исследования существенно выросла доля тех, кто ограничил посещение ТЦ, а также ограничил и стал ходить реже в гипермаркеты.
А доставку продуктов на дом наоборот стали использовать чаще.
Только в сфере заказа продуктов наблюдается увеличение спроса, в остальных сферах - спад
Возрастные особенности:
В молодежной группе (18-24) больше доля тех, кто отметил, что никаких изменений у них не произошло в 2 сферах: посещение фитнес залов (31%); походы в гости (23%).
В возрастной группе 55-64 больше доля тех, кто перестал временно ходить в гости, чем в выборке в целом (80%vs67%)
Основные статьи экономии – развлечения, отдых и покупка бытовой техники
Женщины чаще, чем мужчины говорят об экономии на развлечениях (86% vs 70%), отдыхе (81% vs 63%), бытовой технике (61% vs 50%), одежде и обуви (53% vs 36%), товарах для детей (24% vs 13%).
Скачать полную версию результатов исследования в формате PDF в нашем telegram-канале @belretail_by