Группа компаний «Твоя столица» подвела итоги первого полугодия на рынке торговой недвижимости Республики Беларусь. Текущая ситуация на белорусском рынке современной торговой недвижимости (торговые центры, общей площадью от 5 000 кв. м.) во многом схожа с таковой на рынке офисной: объёмы поглощения не успевают за объемами ввода, а торговые операторы всё больше ориентируются исключительно на аренду.
Большинство сделок, совершенных на вторичном рынке современной торговой недвижимости в 2015 г., носило инвестиционный характер и не было связано с приобретением площадей сетевыми операторами под себя.
Как новые, так и уже существующие торговые объекты в 2015 г. столкнулись с серьезными трудностями по заполнению. Чаще всего причиной такого рода проблем выступало отсутствие четко сформированной концепции торгового объекта, учитывающей его характеристики, особенности местоположения, окружения и актуальные тенденции рынка. А в случае, когда помещения в торговом объекте находятся во владении разных собственников, ни о какой концепции говорить вообще не приходится.
Именно поэтому востребованность таких торговых объектов на рынке постепенно снижается. Чтобы привлечь арендаторов в такой объект, собственники помещений вынуждены серьезно снижать ставки, вплоть до 0 на первые месяцы после открытия объекта.
Значительно увеличилась интенсивность ротации арендаторов. Растущий объем рынка предлагает арендаторам большой выбор и, очень часто, лучшие условия для торговли. Вследствие чего удержать арендатора для собственников становиться все труднее. Понимая это, управляющие компании торговых центров стали активнее работать над проблемой наращивание трафика посетителей в свои объекты.
В торговых объектах, как и ранее, самыми дорогостоящими арендаторами выступают аптеки, торговые островки аксессуарами и ювелирные магазины, а самое дорогостоящее расположение — входная группа и прикассовая зона продовольственного оператора в составе торгового центра. Но они арендуют небольшие площади — до 50 кв. м.
Меньше всего платить за аренду готовы детские развлекательные центры, которые являются крупными арендаторами. Площади необходимые им, как правило, составляют порядка 300 кв. м. Несмотря на низкую ставку, их наличие в торговом объекте позволяет добиться большего срока пребывания посетителей в нем, повысить его посещаемость и, как результат, сделать его более привлекательным для прочих арендаторов.
За последние полгода распространение получил подход по формированию арендной ставки в зависимости от объема торгового оборота. Данная форма особенно привлекательна для операторов, открывающихся в новых объектах, где сложно оценить перспективный объём трафика и торгового оборота.