По оценкам экспертов группы компаний «Твоя столица», в течение 2015 г. рынок современной торговой недвижимости продолжал увеличиваться, при этом покупательская способность населения снижалась. Вследствие этого, между торговыми центрами усиливалась борьба, как за посетителей, так и за их конверсию в покупателей.
Давидович А.В.,
менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица, управление проектами»
В 2015 году с серьезными трудностями столкнулись не только новые ТЦ, но и те, которые уже присутствовали на рынке. Первые испытывали сложности с заполнением, а вторые вынуждены были бороться с ротацией и оттоком арендаторов.
В наибольшей зоне риска оказались ТЦ, не имеющие:
- единого собственника либо управляющей компании, ответственной за востребованность объекта на рынке;
- действенной концепции.
В ситуации обостряющейся конкуренции, именно концепция торгового центра определяет успех объекта на рынке, поскольку позволяет сформировать такой пул арендаторов и распределить их в ТЦ таким образом, чтобы создать уникальную и мощную зону притяжения для покупателей. При этом типовые или заимствованные с зарубежных рынков концепции, без их адаптации к белорусским условиям, как правило, не работают.
Рынок торговых площадей в объектах формата «fashion» г. Минска, декабрь 2015 |
|
Объем предложения, тыс. кв. м |
>433 |
Прирост торговых площадей в 2015 году, тыс. кв. м. |
~88 |
Текущий объем строительства, тыс. кв. м. |
>320 |
Структура спроса на торговые помещения в аренду в 2015 г.
Цены/ставки аренды кв. м в ТЦ, с НДС |
Декабрь 2015 |
Изменение за 2015 г. |
Рынок аренды |
19 EUR |
-43% |
Вторичный рынок |
2660 USD |
-18% |
За 2015 г. рынок торговой недвижимости г. Минска:
- пополнился 88 тыс. кв. м торговых площадей, что составило 25% существующего объема на начало 2015 г.,
- средний уровень арендных ставок предложения снизился на 43% до уровня 19 EUR/кв. м. с НДС.
Дробышев Д.Ю.,
менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица, недвижимость для бизнеса»
Все большее распространение получает подход по формированию арендной ставки в привязке к объему торгового оборота. Данная форма особенно привлекательна для операторов, открывающихся в новых объектах, где сложно оценить перспективный объём трафика и торгового оборота.
Среди наиболее знаковых ТЦ, вышедших на рынок в 2015 г. необходимо отметить «Магнит», «МОМО», Outleto. В то время как ТЦ «Магнит» и «МОМО» являются типичными представителями современных торговых центров. ТЦ OutLeto имеет новый не только для Минска, но и Беларуси в целом формат дисконт-центра или магазина сниженных цен. Знаковые объекты, введенные в 2015 году
Объект |
Площадь, кв. м, общ./ торговая |
Якорные операторы |
ТЦ «Момо» |
40 300 / 28 000 |
Гипермаркет «Гиппо»; Mile, LC Waikiki, DeFacto, Электросила. |
ТЦ «Магнит» |
12 000 / 7300 |
Супермаркет «Рублевский»; LC Waikiki, Галамарт, Спортмастер. |
ТЦ Outleto |
23 700 / 14 600 |
Супермаркет «Bigzz»; Colins, Волшебный остров, Family Outlet. |
В 2016 г. ожидается:
- увеличение объема площадей +38% к объему января 2016 г.;
- увеличение вакантности как по отдельным торговым центрам, так и в целом по рынку;
- увеличение сроков заполнения новых ТЦ;
- рост уровня ротации в торговых центрах и стрит-ритейле;
- снижение уровня арендных ставок в среднем на 10-15% и распространение механизма формирования арендных ставок исходя из величины торгового оборота арендатора;
- отсутствие высокого интереса у международных торговых операторов к выходу на белорусский рынок. Выход отдельных операторов на рынок связывается с открытием знаковых для города ТЦ (Dana Mall, Galleria Minsk, Green City);
- развитие микрорайонных и районных ТЦ;
- в связи с уменьшением количества индивидуальных предпринимателей в сегменте торговли одеждой и обувью:
- - рост посещаемости ТЦ, имеющих в своем составе арендаторов ценового сегмента «средний минус»;
- - открытие в крупных региональных городах новых магазинов сетевых операторов сегментов «средний» и «средний минус».
Торговые операторы, вышедшие на рынок в 2015 году |
«Fashion»-операторы: |
Ostin (одежда) Hunkemöller (нижнее белье) Ralf Ringer (обувь) Gant (одежда) Mango Men (одежда) Toska Blue (кожгалантерея) Napapijri (одежда) Max&Co (одежда) |
|
Papa John’s Baskin Robbins Burger King Domino’s pizza |