Рынок торговой недвижимости Беларуси. Итоги 2015 года

28.01.2016
Рынок торговой недвижимости Беларуси. Итоги 2015 года
Все рекламные возможности портала belretail.by

По оценкам экспертов группы компаний «Твоя столица», в течение 2015 г. рынок современной торговой недвижимости продолжал увеличиваться, при этом покупательская способность населения снижалась. Вследствие этого, между торговыми центрами усиливалась борьба, как за посетителей, так и за их конверсию в покупателей.

Давидович А.В.,
менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица, управление проектами»

В 2015 году с серьезными трудностями столкнулись не только новые ТЦ, но и те, которые уже присутствовали на рынке. Первые испытывали сложности с заполнением, а вторые вынуждены были бороться с ротацией и оттоком арендаторов.

В наибольшей зоне риска оказались ТЦ, не имеющие:

- единого собственника либо управляющей компании, ответственной за востребованность объекта на рынке;

- действенной концепции.

В ситуации обостряющейся конкуренции, именно концепция торгового центра определяет успех объекта на рынке, поскольку позволяет сформировать такой пул арендаторов и распределить их в ТЦ таким образом, чтобы создать уникальную и мощную зону притяжения для покупателей. При этом типовые или заимствованные с зарубежных рынков концепции, без их адаптации к белорусским условиям, как правило, не работают.

 

Рынок торговых площадей в объектах формата «fashion» г. Минска, декабрь 2015

Объем предложения, тыс. кв. м

>433

Прирост торговых площадей в 2015 году,  тыс. кв. м.

~88

Текущий объем строительства, тыс. кв. м.

>320

Структура спроса на торговые помещения в аренду в 2015 г.

 Структура спроса на торговые помещения в аренду в 2015 г.

 

Цены/ставки аренды кв. м в ТЦ, с НДС

Декабрь 2015

Изменение за 2015 г.

Рынок аренды

19 EUR

-43%

Вторичный рынок

2660 USD

-18%

За 2015 г. рынок торговой недвижимости г. Минска:

  • пополнился 88 тыс. кв. м торговых площадей, что составило 25% существующего объема на начало 2015 г.,
  • средний уровень арендных ставок предложения снизился на 43% до уровня 19 EUR/кв. м. с НДС.
 Объемы площадей торговых центров формата «fashion» с площадью торговой галереи более 5 тыс. кв. м 2015 г.

Дробышев Д.Ю.,
менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица, недвижимость для бизнеса»

Все большее распространение получает подход по формированию арендной ставки в привязке к объему торгового оборота. Данная форма особенно привлекательна для операторов, открывающихся в новых объектах, где сложно оценить перспективный объём трафика и торгового оборота.

Среди наиболее знаковых ТЦ, вышедших на рынок в 2015 г. необходимо отметить «Магнит», «МОМО», Outleto. В то время как ТЦ «Магнит» и «МОМО» являются типичными представителями современных торговых центров. ТЦ OutLeto имеет новый не только для Минска, но и Беларуси в целом формат дисконт-центра или магазина сниженных цен.      Знаковые объекты, введенные в 2015 году

Объект

Площадь,

кв. м,

общ./

торговая

Якорные операторы

ТЦ «Момо»

40 300 /

 28 000

Гипермаркет «Гиппо»; Mile, LC Waikiki, DeFacto, Электросила.

ТЦ «Магнит»

12 000 /

 7300

Супермаркет «Рублевский»; LC Waikiki, Галамарт, Спортмастер.

ТЦ Outleto

23 700 /

14 600

Супермаркет «Bigzz»; Colins, Волшебный остров, Family Outlet.

В 2016 г. ожидается:

  • увеличение объема площадей +38% к объему января 2016 г.;
  • увеличение вакантности как по отдельным торговым центрам, так и в целом по рынку;
  • увеличение сроков заполнения новых ТЦ;
  • рост уровня ротации в торговых центрах и стрит-ритейле;
  • снижение уровня арендных ставок в среднем на 10-15% и распространение механизма формирования арендных ставок исходя из величины торгового оборота арендатора;
  • отсутствие высокого интереса у международных торговых операторов к выходу на белорусский рынок. Выход отдельных операторов на рынок связывается с открытием знаковых для города ТЦ (Dana Mall, Galleria Minsk, Green City);
  • развитие микрорайонных и районных ТЦ;
  • в связи с уменьшением количества индивидуальных предпринимателей в сегменте торговли одеждой и обувью:
  • - рост посещаемости ТЦ, имеющих в своем составе арендаторов ценового сегмента «средний минус»;
  • - открытие в крупных региональных городах новых магазинов сетевых операторов сегментов «средний» и «средний минус».

Торговые операторы, вышедшие на рынок в 2015 году

«Fashion»-операторы:

Ostin (одежда)

Hunkemöller (нижнее белье)

Ralf Ringer (обувь)

Gant (одежда)

Mango Men (одежда)

Toska Blue (кожгалантерея)

Napapijri (одежда)

Max&Co (одежда)

  • общественного питания:

Papa John’s

  1.  

Baskin Robbins

Burger King

  •  

Domino’s pizza

 Ставки аренды в торговых центрах, рассчитанные по предложению (min/max/средняя), €/кв. м. с НДС

Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: