Потребительский пессимизм и неуверенность в будущем. Исследование беларусских домохозяйств

21.12.2021
Потребительский пессимизм и неуверенность в будущем. Исследование беларусских домохозяйств
Все рекламные возможности портала belretail.by

Сегодня прошла онлайн-презентация нового проекта исследовательской компании BEROC «Мониторинг экономики Беларуси: тенденции, настроения и ожидания». Эксперты BEROC рассказали о результатах опросов домашних хозяйств о доходах и потребительской уверенности жителей Беларуси, результатах опроса представителей малого бизнеса, а также о наиболее важных макроэкономических тенденциях

Онлайн-опрос домашних хозяйств проводился со 2 по 8 декабря 2021 года.

Выборка – городское население 18-64 года, репрезентативна по полу, региону и возрасту населения Республики Беларусь.

Читать также: Беларусские ритейлеры не ждут от будущего ничего позитивного. Исследование

Основные выводы

Доля респондентов, которые утверждают, что их доходы падают сокращается

На вопрос как изменились ваши доходы за последний месяц 39,9% респондентов ответили, что доходы снизились. Причем доля тех, кто подтвердил их снижение без учета колебаний курса доллара составляет 38%, а без учета влияния курса и роста цен этот показатель составляет 28%.

Не смотря на данные цифры, текущие показатели ниже тех, которые фиксировались за последние полтора года.

Среди причин снижения доходов респонденты указали:

  • Сокращение премии
  • Сокращение зарплаты,
  • Меньше заказов,
  • Неоплачиваемый отпуск,
  • Потеря подработки,
  • Увольнение,
  • Задержка зарплаты,
  • Рост цен,
  • Изменение курсов валют.

Как домохозяйства справляются с падением доходов?

Больше всего респондентов, которые отмечают снижение своих доходов, экономят на одежде, отдыхе и развлечениях, покупке товаров длительного пользования. И только чуть менее 17% из них не меняют свои потребительские привычки и расценивают снижение своих доходов как временный этап.

 Доходы и потребительская уверенность жителей Беларуси исследование Beroc

Самым тревожным фатом стало то, что 36,4% тех, кто фиксирует падение своих доходов, стали экономить на еде. Эксперты связывают этот показатель с ростом цен на продукты, который наблюдается на протяжении последних месяцев.

Читать также: Беларусы чаще следят за ценами и промо в оффлайн и онлайн-магазинах. Данные NielsenIQ

Чаще всего на еде экономят пенсионеры, жители небольших городов и люди с низким доходом (до 500 BYN).

Рынок труда: слухи об увольнениях преувеличены

Доля людей, которые подтвердили увольнение составила всего 3,3%. Этот показатель остался на низком уровне начиная с весны 2020 года.

Однако на вопрос «потеряли ли работу кто-то из ваших друзей и знакомых» более 20% респондентов ответили утвердительно. Этот показатель уступает только маю 2020 года, когда был пик COVID-19 и было много увольнений.

 Потеря работы доходы и потребительская уверенность жителей Беларуси исследование Beroc

Индекс потребительской уверенности

Данный индекс позволяет замерить настроения и ожидания домохозяйств и посмотреть каким образом они будут влиять на завтрашнее потребление и сберегательное поведение.

Данный индекс также используется как один из основных в макроэкономических прогнозах.

 Потеря работы доходы и потребительская уверенность жителей Беларуси исследование Beroc

В ответах на вопросы, которые связаны с экономическим состоянием в стране, гораздо больше негатива, чем в других. Подавляющее большинство респондентов сообщили о существенном ухудшении экономического состояния в Беларуси по сравнению с осенью прошлого года. Это достаточно удивительно на фоне того, что экономическое состояние страны одно из самых лучших за последнее десятилетие.

Скорее всего новости и разговоры о санкциях доминируют в восприятии людей ситуации в стране.

Интересно, что 30% респондентов не могут ответить на вопрос о том, какова будет ситуация в экономике в течение следующего года.


СОГЛАСНО ПОЛУЧЕННЫМ ОТВЕТАМ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ (ССI) В БЕЛАРУСИ СОСТАВИЛ -25%.


Данный показатель значительно ниже большинства стран ЕС и других соседей Беларуси.

Читать также: Индекс потребительского оптимизма в Беларуси остается в негативной зоне. Исследование NielsenIQ

Основная часть оптимистов — молодежь, IT и средний класс

Беларусская молодежь, как и ее представители в других странах, с оптимизмом смотрят в будущее. Основными пессимистами являются люди старше 45 лет.

Ожидаемо, что у людей с достаточно высоким доходом индекс ССI бОлший, чем у других категорий населения.

Не смотря на потребительский оптимизм, в отношении перспектив и будущего страны эти категории населения весьма пессимистичны.

 потребительская уверенность жителей Беларуси исследование Beroc

Т.е. в целом на свое будущее эти люди смотрят с оптимизмом, но при этом они ожидают развитие негативных процессов в экономике страны.

Заключение:

Благосостояние домохозяйств находится на нормальном уровне:

  • Всего 28% респондентов говорят о падении доходов.
  • Только 3,3% из них потеряли работу за последние 2 недели.
  • 36% столкнувшихся с падением доходов вынуждены экономить на еде.

Ожидания и настроения остаются низкими:

  • Очень низкий индекс CCI.
  • Оптимизм в личном будущем против странового пессимизма.

Полная видеоверсия презентации


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: