Согласно данным исследования Shopper trends 2020/2021 компании NielsenIQ в Беларуси, за последний год почти все беларусы заметили рост цен на FMCG-продукты, а половина следят за их изменениями.
Читать также: Индекс потребительского оптимизма в Беларуси остается в негативной зоне. Исследование NielsenIQ
Восприятие цен на продукты питания
Так 96% покупателей считают, что цены на товары FMCG растут. Годом ранее этот показатель был почти на 10 п.п. ниже.
При этом половина покупателей знают цены на продукты и отслеживают их изменение.
Что касается промо, то тут произошли значительные изменения. Число охотников за промо за год выросло с 54% до 79%. При этом 39% покупателей готовы менять магазины ради промо, а 36% ищут промо в привычных местах покупки.
ВЫВОД: Беларусы продолжают экономить. Это происходит за счет поиска наиболее выгодных предложений на любимые бренды. Доля промо и цено-чувствительных покупателей растет. Покупатели экономят на корзине за счет активного промо-хантинга, отказываются от излишеств в корзине, а также переходят на СТМ. При этом нельзя говорить, что беларусские потребители переходят на самые дешевые и низкокачественные продукты.
Посещение магазинов
Беларусы стали посещать бОльшее количество магазинов. Теперь среднестатистический беларусский потребитель посещает в месяц 4 магазина.
При этом количество тех, кто посещает 1 или 2 магазина падает, а тех, кто посещает 5 или 6 магазинов – растет.
Это свидетельствует о развитии сетей магазинов за счет формата «магазин у дома», а также появлению в зоне шаговой доступности магазинов с разным позиционированием (мини-маркет, обычный гастроном, дискаунтер, супермаркет и пр.).
Онлайн vs оффлайн
93% покупателей онлайн комбинирует оффлайн и онлайн канал для покупок товаров повседневного спроса. Пока только 7% покупателей является лоялистом онлайн и преимущественно покупает FMCG-товары в этом канале.
Самые популярные категории в корзине оффлайн покупателя – скоропортящиеся продукты. Фокус в онлайн-канале смещается в сторону продуктов с длительным сроком хранения и непродуктовым категориям.
Омниканальность – новая реальность. Покупатели ищут баланс между ежедневными и большими покупками (про запас), используя магазины малых форматов и онлайн как удобную альтернативу супер и гипермаркетам.
Почти половина беларусов за последний месяц покупали продукты питания онлайн, и 70% из них продолжат это делать в будущем так же часто при стабилизации ситуации c COVID-19.
Большинство онлайн-покупателей уверены, что в интернет-магазинах можно найти уникальный ассортимент. Так считает 63% респондентов. Однако женщины к данному параметру относятся более критично.
Миссии покупок в интернете смещаются от единичных и импульсивных, в сторону более комплексных и спланированных. Так 39% беларусов планируют в течении года совершать большие (большой чек, много категорий) и небольшие (экспресс-доставка, маленький чек) покупки. 28% покупок в онлайн-канале являются импульсивными.
ВЫВОД: E-com не сбавляет оборотов. Покупатели считают, что могут найти в интернете более широкий или даже уникальный ассортимент, а также стремятся найти товары по более выгодным ценам, не привязываясь к конкретным ритейлерам.