Согласно данным очередного исследования компании NielsenIQ в Беларуси, индекс потребительского оптимизма в Беларуси остается в пессимистичной зоне.
Исследование данного индекса проводится ежеквартально методом онлайн-опроса.
Читать также: В 2019 году беларусы больше всего были обеспокоены здоровьем, ценами на продукты и экономической ситуацией в стране
В 3-м квартале 2021 года он составил 78 пунктов. Это на 1 пункт меньше, чем во 2-м квартале. А также значительно меньше, чем в России и Украине.
Индекс строится на ответах респондентов на три вопроса:
Несмотря на то, что ожидания беларусов по личному благосостоянию остаются в позитиве: 29% считают перспективы трудоустройства хорошими (+4 п.п.) и 37% оценивают свое личное материальное положение позитивно, большинство не спешат тратить деньги на покупки новых вещей. Доля тех, кто готов тратить за квартал уменьшилась с 26% до 22%.
Что больше всего беспокоит беларусов?
На первом месте в ТОП-5 основных причин для беспокойства – здоровье, на втором – рост цен на FMCG, на третьем – безопасность семьи . Рост цен на коммунальные услуги потерял свое место в ТОП-5
Расходы беларусов за рамками базовых потребностей
Беларусы прежде всего тратят деньги на обустройство дома и ремонт, а также на отпуск.
19% беларусов не имеет средств сверх бюджета для дополнительных расходов (+9 п.п.). 39% выделяет бюджет на обустройство и улучшение окружающего пространства вокруг себя, 27% выделяет бюджет на отпуск.
При улучшении экономической ситуации беларусы будут больше экономить на питании и развлечениях вне дома, но меньше – на отпусках и товарах/продуктах, а также курении и алкоголе:
Около 25% потребителей продолжит экономить на сокращении питания и развлечениях вне дома, обновлении гардероба. Столько же будет контролировать потребления газа и электричества.
Всего 14% планируют продолжить сокращать расходы на отпуск и покупать более дешевые продукты питания
ВЫВОД:
Беларусы обеспокоены здоровьем. Для многих это означает озабоченность именно ментальным здоровьем.
Поэтому расходы на обустройство дома, отпуск и качественные продукты питания не в топе статей экономии, хотя траты в этой части и сокращаются
Справочно
Индекс потребительского доверия Nielsen складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение Индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.
Исследование проводится в 63 странах. Беларусь включена в данное исследование с 2016 года.