По оценкам экспертов «Твоя столица. Управление проектами», в условиях кризиса и удорожания продукции европейских производителей, белорусские потребители склонны переориентироваться на более доступные по цене аналоги из России, Китая и Турции.
Основной причиной такой ситуации является стремление снизить личные расходы и по возможности сохранить сбережения. . Не смотря на то, что европейская валюта сейчас ослабевает, товары из Евросоюза для многих белорусов остаются довольно дорогими.
Эксперты прогнозируют увеличение в белорусских магазинах количества товаров из России. Это касается как сугубо российской продукции, так и товаров мировых брендов, производимых в этой стране. Также через российские торговые сети в Беларусь приходят товары из юго-восточной Азии, прежде всего, из Китая. Большой интерес к Беларуси проявляют также турецкие компании.
Ритейлеры с востока напрямую выходят на белорусский рынок. Как правило, их интересуют либо торговые центры с выгодным местоположением, либо объекты оригинальных форматов. Среди первых в Минске можно выделить Galleria Minsk, среди вторых – первый в Беларуси центр постоянных распродаж Leto.
«Брендовые сети из России и Турции всерьез заинтересовались белорусским рынком. Сейчас они ищут объекты, которые соответствуют их ожиданиям и имеют внятную концепцию привлечения трафика, – отметил ведущий специалист «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий. – В этой связи их внимание привлек торговый центр Leto, операторы которого будут продавать товары по сниженным ценам и круглогодично проводить распродажи. В текущей экономической ситуации такой формат должен быть популярен.
Восточных производителей, как правило, устраивает текущая макроэкономическая ситуация в Беларуси. «В условиях кризиса они готовы работать без прибыли какое-то время ради увеличения доли на рынке. В долгосрочном периоде такая стратегия себя вполне оправдывает», – объяснил специалист.
В целом в ближайший год усилится конкуренция как между девелоперами, так и ритейлерами. «Рынок сейчас насыщен торговыми площадями, возник дефицит арендаторов. Причем в этом году рынок должен прирасти на рекордные 200 тыс. «квадратов», так что давление на рынок будет лишь усиливаться. В то же время большое разнообразие объектов и смягчение арендной политики улучшают положение ритейлеров, которые тем самым могут снизить издержки и, соответственно, цены для потребителей», – подытожил Александр Великий.