Для чего нужен дизайн? Для украшательства? Извлечения максимальной прибыли? Удовлетворения эгоизма заказчика или дизайнера? Вовсе нет! Он должен создавать актуальные решения текущих социальных проблем. Оставайся верен себе и своим идеям, думай глобально — таков лейтмотив социально ответственного дизайна.
История вопроса
Спорят об этом уже не первое десятилетие. В 1964 г. Кен Гарланд и двадцать его единомышленников, дизайнеров и фотографов, опубликовали знаменитый манифест First Things First. Это была реакция на бесчисленную рекламную мишуру и коммерческое украшательство, заполнившие все пространство визуальной коммуникации. Ведь время и ресурсы дизайнеров, которые те постоянно тратят на производство тривиальной и несодержательной рекламы, могли бы пойти на социально значимые проекты.
Безусловно, речь не шла об отказе от коммерческого дизайна как такового или о том, чтобы сделать его безликим и неинтересным. Речь шла лишь о смене приоритетов, примате социально значимого над интересами корпораций: first things first, первоочередные вещи — в первую очередь. Как говорилось в манифесте: «Мы надеемся, что… наши умения в первую очередь будут направлены на достойные цели.»
Мир без границ
Все эти вопросы актуальны и по сей день. Появление интернета и развитие мобильной связи наоборот обострили эти проблемы, увеличив до невиданных размеров рекламное пространство.
Современная жизнь тесно связана с поиском своего «я», своего места в мире, своей идентичности. Все это неотделимо от продуктов и брендов. Эта связь напрямую зависит от визуальной составляющей дизайна. Тем не менее, это колоссальное влияние на общество до сих мало осознано. Равно как и ответственность дизайнера, связанная с этим.
Поэтому в 2000 г. 33 новых автора вновь опубликовали манифест под тем же названием. Пятьдесят лет спустя дизайнеров вновь призвали подумать над этической составляющей работы…
Дизайн за это время все же поменялся. В мировой практике важна не столько обертка, как то, что внутри, и образы, связанные с продуктом. Очевидным стало, что эти брендовые образы и истории сопряжены с социальными изменениями в обществе, и напрямую влияют на них. А выражается это через наше фундаментальное желание принадлежать к какому-то символическому сообществу, объединенному мифологией и образами брендов.
Т.е. в современном мире, как никогда ранее, каждый значительный бренд обладает колоссальной возможностью коммуникации со своими потребителями. Это целый мир, в котором мысли и идеи не знают географических барьеров и политических границ. А управляют этой коммуникацией маркетологи, рекламщики, фотографы… и дизайнеры. Но насколько они сами осознают это?
Почему социальная ответственность в дизайне — это выгодно?
Современный дизайн — это коммерческая индустрия. Но на самом деле нет обусловленной дихотомии коммерческий сервис vs социальная ответственность. Как раз наоборот! Быть хорошим дизайнером — значит отказаться от части собственных амбиций и творческого самовыражения, и делать качественный продукт для других. С этого начинается не только крутой дизайн, который цепляет, но и само понимание социальной ответственности.
Для этого совершенно не нужно пытаться исправить весь мир, а всего лишь достаточно «возделывать» свое маленькое дизайнерское поле без халтуры. Мыслить не извлечение максимальной прибыли, а намного более широким спектром категорий. Удобства, функционала, экологии, социальной пользы, культурных смыслов и многих других.
Изменились не только сами дизайнеры и дизайн, но и рынок. Заказчики и потребители брендов становятся более продвинутыми: они ожидают от дизайна культурных и социальных ценностей. Потребительский климат стал более умным, инклюзивным и ответственным. Поэтому бизнес и бренды, которые стараются быть искренними и ответственными, получают максимальное внимание, медийное освещение, влияют на рынок и массовую культуру. А чтобы достигнуть этого надо уметь заражать своими идеями других.
Социальная ответственность дизайна в проектах
Сам дизайн социальных проектов, который стал популярен в последние годы, диктует более чуткое восприятие ответственности, включение в тематику проекта. Он вдохновляет и провоцирует, задает важные тренды в том числе и для коммерческой сферы. Один из классных инструментов — партизанский маркетинг, о котором уже писали.
Так, команда дизайнеров и волонтеров из Sheltersuit Foundation надеятся немного изменить мир, разработав линейку ветрозащитных и водонепроницаемых курток и спальных мешков для бездомных. Помимо самого дизайна и его представления, также планируется раздать более 100 комплектов для бездомных на улицах Милана.
Good Lack, представленный на выставке DesignSoil, демонстрирует, что делать с поломанными вещами. Проект показывает, как вновь использовать все, что прежде казалось поломанным и непригодными, путем небольших манипуляций и оригинального дизайнерского видения. Социальный кейс, сопряженный одновременно с экодизайном и экономией средств.
Или, например, работающий с 2013 г. проект Tributo соединяет мексиканских дизайнеров и локальных ремесленников. Общая цель — сохранение традиционных ремесел и материальной культуры, выработав новый взгляд на производство мебели, керамики, светильников, аксессуаров и др. в национальном стиле. Социальный дизайн здесь органично соединяется с культурным предпринимательством, представляющим еще один важный тренд социально ответственного бизнеса.
Беларусская команда компании NZR — Новые Законы Ритейла совсем недавно делал схожий проект, пытаясь почти на альтруистских основах соединить философию экодизайна и витринистику для магазинов бренда «Галерея вкуса».
Проект предусматривал работу с минимальным использованием материалов из невозобновляемых ресурсов. Витрины должны были привлекать внимание, вызывает чувство комфорта, спокойствия и гармонии. Ведь для экодизайна важны не только материалы и отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и создаваемый им психологический комфорт.
Этот же подход был использован в новогодней выкладке товара в минском гипермаркете DIY-сети ОМА по ул. Каменногорской, 118. Все оборудование, включая стеллажи для товара и платформы для елок, были сделаны из деревянных материалов с минимальной обработкой. Экономия ресурсов — важный аспект эко-мышления. В центре этих проектов — человек и экосистема.
Меньше творческого эгоизма, больше функциональности
Как уже отмечали, во многом рост социальной ответственности дизайнеров привел и к смене взгляда на роль личности дизайнера и его эго в работе. Не в малой степени это вылилось в популярность (от интерьеров до веб-страниц) брутализма и антидизайна.
Зародившийся как своеобразный социальный протест против излишеств капитализма второй половины XX в., брутализм первоначально главенствовал в архитектуре и интерьерах 1970-1980-х гг. Отказ от декоративных элементов, нарочитый показ грубых форм и текстуры материалов. Функциональность, удобство и простор – все должно приносить пользу и служить определенным целям. А самое главное — простота и искренность. Все это так созвучно идее социальной ответственности, First Things First.
Последние годы трендом стали и необычное, но очень крутые сайты в духе брутализма или антидизайна. В отличие от архитектуры и интерьеров в этом стиле, здесь скорее нет визуальной простоты, а наоборот господствуют другие элементы: жирные шрифты, «взрывные» тексты и изображения, где шаблон внешне часто больше похож на хаос. Нельзя сказать, что такие сайты непрофессионально написаны. Как раз наоборот: структура всегда тщательно продумана, а код выглядит очень круто.
Что же в сухом остатке?
Социальные проекты, партизанский маркетинг, культурное предпринимательство, брутализм и антидизайн — все это формирует актуальное, передовое пространство дизайна и маркетинга. Очевидно, что это стратегические тренды, которые будут определять будущее на многие десятилетия вперед.
Возможно, очень скоро это вовлечет и беларусских дизайнеров. Заставит нас думать смело и широко, решать важные задачи, отказаться от шаблонных решений. Создавать действительно что-то важное и актуальное, что оставит свой след.