Времена меняются, вместе с ними меняются правила игры, и бизнес никогда не будет прежним. «Прописная истина» из книг по маркетингу о том, что бренд – самый важный актив компании, тускнеет в новых реалиях, рассуждает журнал New Yorker: бренд нынче хрупок, как никогда.
Причина проста: потребители сегодня невероятно информированы и сами выясняют все, что им требуется, о том или ином продукте. Оглядываться на логотип им больше нет нужды. Эта мысль продвигается в только что вышедшей книге «Абсолютная ценность» (Absolute Value). Ее авторы убеждены, что исторически бренды были обязаны своей силой недостатку информации. Когда потребителям приходилось полагаться на рекламу и предыдущий опыт, бренд был этаким замом качества.
Сейчас же из-за великого и ужасного интернета потребитель получает доступ к данным о продукте (вашем и ваших конкурентов) за считаные минуты. Технические характеристики, цены, отзывы экспертов и пользователей – все то, что иногда страшно показывать. Правда, существует мнение, что век информации делает марки даже более ценными: мол, они служат маяками для перегруженных знаниями потребителей. Но это миф, считают авторы книги: мы ищем и находим строго нужную информацию и за короткое время, так что запутаться не успеваем.
Для устоявшихся брендов это кошмар, продолжает New Yorker: почить на лаврах нельзя, а наценку за известное имя приходится сбавлять. Так, собственно, и тает ценность. Это, конечно, не относится к некоторым маркам, вроде Coca-Cola, или предметам роскоши, но в целом справедливо. Зато это неплохие новости для потребителей (они получают широту выбора вместе с пресловутыми лучшим качеством и более низкими ценами) и молодых компаний.
Большую часть двадцатого века, резюмирует журнал, потребительские рынки были стабильны; теперь же они ведут себя непредсказуемо. Уже не столь важно, насколько замечательным (или насколько ужасным) ты, производитель, был в прошлом. В настоящем ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой последний продукт. Впрочем, ты и сам наверняка начал это подозревать.