Время от времени законодательство для интернет-торговли пытаются дебюрократизировать…

25.09.2018
Время от времени законодательство для интернет-торговли пытаются дебюрократизировать…
Все рекламные возможности портала belretail.by

Обещанная либерализация интернет-торговли в Беларуси, видимо, задерживается. Еще в прошлом году МАРТ и Нацональный банк заявляли о готовности придать сильный толчок коммерции в интернете, однако пока кардинальных изменений не произошло. Не исключено, что замедление процессов по либерализации связано с кадровыми перестановками в министерствах и правительстве.

Ситуацию на рынке для проекта «Слово делу» комментирует руководителя маркетплейса Deal.by Максим Маринич.

Можно ли считать бизнес-климат в Беларуси благоприятным для развития интернет-торговли и бизнеса?

Бизнес-климат – субъективное понятие, которое каждый понимает по-своему. Наглядный пример: Беларусь занимает в рейтинге Всемирного банка Doing Business 38-е место из 190 – это выше Италии, Израиля и Кипра, но вряд ли найдется много предпринимателей, которые оценят бизнес-климат страны так высоко. Мешают посадки бизнесменов, чрезмерное госрегулирование и пикирующее снижение платежеспособности предприятий и населения.

Несмотря на разночтения, и оптимисты, и скептики едины в одном: бизнес-климат – это всегда комплекс факторов. На мой взгляд, для интернет-торговли наиболее актуальны четыре: правовая среда и налоги, емкость рынка и доступность инфраструктуры и технологий.

Начнем с законодательства. Беларусские интернет-магазины вынуждены работать в правовом поле, которое морально устарело. Самый яркий пример – для того чтобы продавать товары через интернет в Беларуси, обязательно создать интернет-магазин в национальном домене и зарегистрировать его в нескольких инстанциях: «БелГИЭ» и Торговом реестре.

Но кроме сайтов, есть маркетплейсы, соцсети, месседжеры – в e-commerce постоянно появляются новые инструменты, многие из которых в других странах приносят больше продаж, чем отдельные сайты.

Так, согласно исследованию исследовательской компании Forrester Research, половина онлайн-продаж во всем мире приходится на маркетплейсы. Белорусские предприниматели могут использовать эти инструменты как каналы продвижения – с обязательной ссылкой на сайт интернет-магазина. Хотя они способны стать полноценными каналами продаж и полностью заменить сайты.

Время от времени законодательство для интернет-торговли пытаются дебюрократизировать, но пока это точечные изменения, а не системный процесс. Так, МАРТ планирует расширить перечень товаров, которые можно продавать в интернете: туда, например, хотят добавят скоропортящуюся пищевую продукцию и ювелирные изделия. Кроме этого, ведомство думает разрешить интернет-магазинам не указывать на сайтах время работы.

В части налогообложения в прошлом году мы одержали большую победу: власти услышали нас, и вернули интернет-магазинам право применять упрощенную систему налогообложения. Так что теперь интернет-предприниматели могут выбирать, как им выгоднее платить налоги: с прибыли или выручки. Это сделало интернет-торговлю более привлекательной для бизнеса.

Но самое привлекательное не это. У беларусского e-commerce огромный потенциал. В 2017-м году, согласно статистике МАРТ, доля электронной коммерции в розничном товарообороте страны составила 2,8%, что равняется 568$ млн долларов. При этом в странах-лидерах по объему интернет-торговли в рознице этот показатель в разы выше: в США он равен 9%, в Великобритании 17,2%, в Китае – 18%. В 2018-м, по нашим прогнозам, рынок вырастет на 20% и пробьет планку в 681$ млн. Поможет интерес к онлайн-шоппингу среди потребителей, стимулирующий появление новых и развитие существующих интернет-магазинов и маркетплейсов. Согласно исследованию e-data.by, за последний год 45% или 4,3 млн белорусов купили что-то в интернете.

Запустить интернет-магазин в Беларуси сегодня несложно и недорого. Маркетплейсы сделали всю необходимую инфраструктуру и технологии доступными каждому предпринимателю. Больше не нужно платить за разработку интернет-магазина и месяцами выстраивать его работу, достаточно зарегистрироваться на маркетплейсе, загрузить товары, подключить способы оплаты и доставки и начать продавать.

Несмотря на то, что законодательство для интернет-торговли не успевает за развитием технологий, все больше предпринимателей выходят на рынок e-commerce. С начала года количество интернет-магазинов в Беларуси выросло на 10%.

Учитывая все это, я бы назвал бизнес-климат для развития интернет-торговли в нашей стране благоприятным. Но при одном условии: если бы был уверен, что на отрасль не будут наложены дополнительные законодательные ограничения. Но такой уверенности у меня нет.

Изменилось ли с кадровыми перестановками отношение Министерства торговли к развитию интернет-бизнеса и площадок?

Год назад в Минторге признавали: «Законодательство зарегулировано, его нужно актуализировать». Но с уходом Ирины Наркевич позитивная риторика ослабла.

Мы шокированы инициативами АКИТ создать черный список интернет-магазинов и ввести для них так называемый «знак качества». Несмотря на то, что МАРТ признает, что системных нарушений в работе интернет-магазинов в Беларуси нет, АКИТ предлагает ввести для них дополнительные проверки, которые а) непрозрачны и б) дублируют существующие административные процедуры. Мы считаем эти подходы устаревшими и призываем АКИТ обсудить свои проекты с участниками рынка, но пока ассоциация предпочитает принимать все решения единолично.

Читать также: Инициативы АКИТ могут привести к еще большей бюрократизации интернет-торговли в Беларуси

Мы очень надеемся, что МАРТ и АКИТ будут активнее разговаривать с участниками рынка и работать над либерализацией законодательства для интернет-торговли – это стимулирует предпринимательскую активность и рост экономики. Мы готовы предоставить для этого площадку для обсуждения и организовать встречу с крупнейшими игроками рынка и заинтересованными интернет-магазинами.

Есть ли основания считать, что новое правительство актуализирует законодательные процессы по либерализации интернет-рынка республики?

После принятия пакета документов, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности, в конце прошлого года, все чаще чиновники стали говорить о необходимости либерализовывать законодательство. Хочется верить, что эти слова перерастут в действия, и реальная, а не декларируемая, либерализация продолжится.

Какие законопроекты вы назвали бы нужными сегодня для стимулирования интернет-торговли в стране?

Мы вместе с Нацбанком работаем над концепцией Закона «О платежных услугах». Документ разрешает компаниям принимать платежи в пользу третьих лиц – это значит, что службы доставки и маркетплейсы смогут принимать платежи от покупателей интернет-магазинов и переводить их им. Разрешение приема платежей в пользу третьих лиц стимулирует конкуренцию, улучшение сервиса и, как следствие, развитие интернет-торговли.

Над документом еще ведется работа, но, думаю, в ближайшие несколько месяцев Нацбанк представит его на общественное обсуждение.

Почему тема интернет-бизнеса в последние месяцы стала звучать все реже и подменяется развитием ИТ-бизнеса? Вам не кажется, что государство забыло про торговлю в Сети и  ждет только доходов от программистов?

ИТ-бизнес и интернет-бизнес тесно связаны. Интернет-торговля не может существовать без технологий, разрабатываемых ИТ-компаниями. Deal.by – это ИТ-компания, мы разрабатываем технологии, которые позволяют тысячам предпринимателей продавать свои товары и услуги в сети. Так что, я не вижу подмены понятий.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: