19 октября Совмин принял постановление № 713 «О системе регулирования цен». Позже МАРТ рассказал об основных положениях документа и разъяснил его основные положения с примерами. Своим мнением о том, с каким сложностями могут столкнуться ритейлеры, и какое влияние на розничную торговлю может оказать данное решение Совмина поделился Валентин Соколовский, директор по развитию бизнеса компании Datatile в России и Восточной Европе, ранее руководитель по работе с розничными сетями в беларусском Nielsen.
Читать также: Низкая покупательная способность беларусов не позволяет ритейлерам удерживать широкий ассортимент
Надо отметить, что впервые на государственном уровне зафиксировано, что к отечественным и импортным производителям принципиально разное отношение. Государство перестало верить в то, что отечественный производитель может конкурировать качеством, и сделало ставку на внутренний рынок и на низкую цену.
Таким образом, иностранным производителям оставляют больше возможностей для работы с розницей: проведение акций, работа с полочным пространством и ассортиментом. Отечественный производитель лишен возможности платить за полку. На мой взгляд, это не совсем правильно.
С одной стороны это сильно бьет по розничному бизнесу, лишает его существенной части бюджета, которая, в том числе, позволяла сохранять низкие цены, покрывать свои операционные расходы маркетинговыми вознаграждениями. Если брать успешные беларусские предприятия, то у них не было особой проблемы в том, чтобы с сетями договориться о бонусах или оплате за полку.
С другой стороны, чисто коммерчески розничные сети будут вынуждены ориентироваться на импортный товар — это будет не столько вопрос выгоды, сколько вопрос выживания бизнеса.
Сейчас государство поставило розничные сети в такую ситуацию, когда необходимо соответствовать ассортиментным перечням и другим требованиям законодательства, но при этом отнята существенная часть бюджета, которая позволяла в том числе компенсировать затраты на выполнение этих норм. К чему это приведет? Скорее всего, в краткосрочной перспективе это приведет к росту безработицы.
Первое
Сетям придется закрывать торговые объекты, которые балансировали на грани рентабельности. Такие магазины существовали только для увеличения товарооборота сети, и ритейлер мог получать бонусы от производителя за объём продаж. Сейчас эти магазины окажутся нерентабельными и просто начнут закрываться. Это касается небольших магазинов в спальных районах Минска, в маленьких населенных пунктах и пр.
Второе
Очень сильно просядут мелкие дистрибьюторы. Гиганты розничной торговли смогут переключиться на прямой импорт, диверсифицировать портфель, перестроиться и адаптироваться. У них есть человеческий ресурс, и есть ресурс оплачивать юристов, доказывать свою правоту, согласовывать документы.
Возьмем случай маленького поставщика или производителя. У него нет человеческих и финансовых ресурсов для такого количества документов, которые сейчас требует МАРТ. Им проще будет закрыть бизнес в Беларуси — нормальная бизнес-практика грозит уголовным делом, при этом норма прибыли далеко не так высока, чтобы ради этих денег рисковать. И бизнес будет или закрыт насовсем, или просто перерегистрирован в другой стране. В любом случае, бюджет недополучит налоги и сборы. Безработица также вырастет, сегодня это стало очевидно.
Кроме этого у государства нет понимания того количества SKU, которое находится в обороте. Представьте себе книжный магазин или магазин автотоваров — там в обороте может быть несколько десятков тысяч наименований. Теперь по каждому из этих наименований нужно проводить маркетинговые исследования, обосновывая почему конкретная книга или лампочка в фару завозится по определенной цене.
Глядя на перечень регулируемых категорий, я представляю, с каким физически объемом работы придется столкнуться, получив список. И чисто по-человечески может случиться, что чиновнику будет проще отказать, а не разбираться. И это нас приводит к ещё одному печальному выводу.
Третье
Принятый механизм может оказаться коррупционно емким, не очень прозрачным и рискованным.
С одной стороны, история розницы в Беларуси знает достаточно много случаев, когда чиновники злоупотребляли регуляторными функциями. А здесь каждое повышение цен для крупного ритейла — это живые деньги. И, с одной стороны, в любой стране достаточно небольшие зарплаты в госсекторе вместе с мощной регуляторной функцией ведут к росту коррупции. С другой стороны, у КГК появляется возможность избирательно подходить к оценке таких решений. Говоря проще, любое решение, каким бы оно ни было, может вызвать вопросы у контролирующих органов. И с третьей стороны, есть ещё государственные предприятия, которые с удовольствием повышают цены и иногда за счёт этого буквально выживают. И они пойдут жаловаться в ведомственные органы о том, что нет денег, розница схлопывается, объемы сокращаются.
Остаётся ещё много вопросов — как МАРТ будет пользоваться правом на ограничения экспорта, что будет с интернет-площадками, у которых нет юрлица в Беларуси и которые не занимаются импортом b2b. Но уже сейчас видно, что реализация требований постановления может не достигнуть своей цели, и, как следствие, привести к росту безработицы, товарному дефициту и ухудшению качества продукции.