Артур Карпович был назначен министром антимонопольного регулирования и торговли в середине января. В своем недавнем интервью изданию «Рэспубліка» глава ведомства подвел итоги 2025 года и рассказал о планах на этот год, а также о новой системе ценового регулирования.
Приводим основные мысли и идеи, которые озвучил Артур Карпович в беседе.
Читать также: У Министерства антимонопольного регулирования и торговли новый руководитель
2024 год был напряженным для отрасли. Тем не менее все параметры, которые были заданы Правительством для торговли, выполнены и перевыполнены. К примеру, задача стояла обеспечить рост розничного товарооборота в объеме 104%. Рост розничного товарооборота составил 111,8%.
За 2024 год число торговых объектов в стране выросло на 2,4%, до 131,3 тыс. Наибольший рост показал сегмент магазинов шаговой доступности. Сохраняется баланс между крупными и небольшими объектами.
Количество онлайн-магазинов увеличилось на 3,5% до 31 тыс. Доля e-commerce в РТО составляет 8-9% — продолжается тренд на дальнейший рост.
Одной из важнейших задач МАРТ на 2025 год является удержание инфляции в пределах 5%.
В результате действия системы ценового регулирования с рынка ушли некоторые посредники, а многие торговые сети стали работать напрямую с производителями или импортерами.
Читать также: Основные задачи МАРТ по развитию ритейла в Беларуси
Планируется запустить автоматизированную информационную систему «Анализ цен», которая позволит в режиме онлайн видеть любые изменения цен и контролировать их, видеть, с какой стоимостью вошел тот или иной товар в Беларусь, сколько посредников встретил на своем пути и какую надбавку сделали они, понимать, сколько прибавил продавец. Имея на руках весь расклад, мы сможем оперативно принимать соответствующие решения и обеспечивать справедливую цену на полке.
В 2024 году, согласно сведениям, поступившим в МАРТ от органов госуправления, исполкомов и госорганизаций, принято 572 решения о повышении цен. Обращений от производителей за повышением цен было в разы больше.
Тем не менее контроль за формированием цен сохраняется. Так,
За прошлый год контроль за формированием цен был проведен примерно в 5 тыс. торговых объектов. Серьезных нарушений нет: все понимают, что это чревато жесткими мерами. В сетевых магазинах, где есть автоматизированные системы ввода данных, ошибки встречаются реже. Чаще — в небольших организациях или на предприятиях. Немалую роль здесь играет человеческий фактор. В 2024-м были выявлены нарушения ценообразования у 331 субъекта торговли.
Сегодня Совмин уже подготовил проект новой системы цен в стране, который будет в ближайшее время рассмотрен.