Эксперт: «Задумка со скидками неплохая, но способ реализации выбран не очень честный»

13.01.2022
Эксперт: «Задумка со скидками неплохая, но способ реализации выбран не очень честный»
Все рекламные возможности портала belretail.by

Вчера МАРТ подписал с Ассоциацией розничных сетей и рядом других ритейлеров Соглашение, в котором розничные сети с 17 января будут предоставлять скидки на социально значимые товары (СЗТ) некоторым категориям населения. Соглашение действует до 17 июля 2022 г.

Переговоры с торговыми сетями и выработка условий соглашения длились с начала декабря прошлого года. Судя по всему, у ритейлеров не было возможности отказаться от предложений правительства и МАРТ. В пул подписантов вошли наиболее крупные торговые сети Беларуси.

Читать также: Беларусских ритейлеров уговорили предоставлять скидки на СЗТ малообеспеченным гражданам

В то же время беларусское правительство с гордостью сообщило, что инфляция в нашей стране за 2021 год не превысила 10% и составила 9,97%.

Как сообщила пресс-служба МАРТ, рост мировых цен на продовольствие сохраняется на высоком уровне. По данным продовольственной и сельскохозяйственной ООН, в декабре 2021 г. годовой прирост мировых цен составил свыше 20%. Потребительские цены в России выросли на 8,4%, в том числе на продовольственные товары – на 10,6%. Такая ситуация оказывает влияние на рост цен в Беларуси. По итогам года инфляция на внутреннем рынке на социально значимые товары составила около 9%.

Belretail.by попросил прокомментировать данную ситуацию Валентина Соколовского, директора по развитию бизнеса в России и Восточной Европе Datatile, в прошлом руководителя по работе с розничными сетями в беларусском Nielsen.

 Соглашение предоставлять скидки на социально значимые товары СЗТ некоторым категориям населения

На самом деле попытки ограничить инфляцию предпринимают не только в Беларуси — в том или ином виде это пытаются сделать практически все наши страны-соседи. Причём в этих странах — России, Украине, Польше, — цель предпринятых мер похожа на цель карантина при коронавирусе. Ни игроки рынка, ни государство не верят в то, что инфляцию можно полностью остановить, они стремятся максимально растянуть по времени ее негативные последствия для населения.

Читать также: «Беларуcский ритейл перешел в режим гонки на выживание»

Меры в России и в Украине похожи — там не хотят убить свою розницу, поэтому просто ограничили торговую надбавку на некоторые категории товаров до 10%. Российская розница пошла на такие меры добровольно-принудительно (крупнейшие игроки рынка согласились на это ограничение после проведенных с госорганами совещаний), в Украине приняли постановление Кабинета Министров.

И там, и там, по оценке местных экспертов, меры не сильно скажутся на эффективности бизнеса. В России на социальные товары и так была установлена минимальная надбавка, зато у ритейлеров появляется отличная возможность улучшить отношения с властями на федеральном и региональном уровне, а в некоторых регионах, где сильны позиции локальной розницы — и переманить покупателя к себе.

Эксперты в Украине не столь оптимистичны, но в целом тоже не ожидают каких-то серьезных последствий для розничного бизнеса. Диапазон мнений — от «найдут как обойти» до «поднимут цены на все остальное».

Польское правительство выбрало другой путь — здесь с 1 февраля снижают НДС на продовольственные товары, топливо и коммунальные услуги. Правительство ожидает, что бизнес учтет такое уменьшение налогов в розничной цене, при этом обходится и без законодательных ограничений, и без «добровольных мер». Государство решает свои задачи не за счет игроков рынка, а находит способы за свой счёт облегчить инфляционный налог.

Про Беларусь особо говорить ничего не стану: как я вижу, введение «социальной скидки» не отменяет прочих ценовых и неценовых ограничений, к тому же ритейлерам нужно будет теперь еще и администрировать данные по скидочным документам. С моей точки зрения, задумка у нас достаточно неплохая, но вот способ реализации выбран не очень честный и прозрачный.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: