В Беларуси нефтяная компания «Белоруснефть» решила отказаться от использования в будущем ископаемого топлива и уже сейчас активно развивает сеть электрозаправочных станций под торговой маркой Malanka.
На старте проекта было установлено 17 зарядных станций. За полтора года сеть выросла до 250 станций. Сегодня Malanka может обслуживать порядка 9 тысяч электромобилей в день, хотя на текущий момент в Беларуси зарегистрировано всего около 350 таких машин.
Компания обеспечила зарядными станциями АЗС на главных магистралях страны, а также парковки рядом с крупными коммерческими, спортивными и культурными объектами, чтобы электрозаправки были доступны для большинства водителей.
На пресс-конференции заместитель гендиректора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик не смог назвать объем инвестиций в создание сети запущенных станций. По его словам, на момент старта проекта стоимость зарядных станций составляла $60-70 тыс. Сегодня она снизилась до $20 тыс.
В планах «Белоруснефти» расширить к 2022 году сеть ЭЗС до 640 единиц. Это позволит заряжать до 35 тысяч машин. Будут устанавливаться, только, станции быстрой зарядки, на которых можно пополнить запас хода на 35 километров всего за 7 мин. Объем инвестиций в будущее расширение сети составит около $150 млн за счет кредитных средств ЕБРР. Кроме этого ведутся переговоры с Европейским инвестиционным банком. Планируемый срок окупаемости проекта — 5-6 лет.
Также в сети Malanka появятся и супербыстрые, «молниеносные» станции, которые заряжают электромобиль за 10-12 минут на 345 километров. Начнется запуск таких ЭЗС с основных магистралей и столицы, затем они постепенно покроют всю страну. Первые супербыстрые ЭЗС можно будет протестировать уже в конце этого года, полноценное развитие данной сети наступит чуть позже — ориентировочно к 2024 году.
Что касается парка электромобилей, то за счет планируемых отмены налога на добавленную стоимость (НДС) и таможенной пошлины их количество в Беларуси к 2025 году может вырасти до 100 тыс. единиц. После отмены этих сборов стоимость электромобиля в Республике Беларусь будет сокращена на 35%. Так, например, цена на автомобиль Skoda Citigo IV снизится до $21 тыс.
По прогнозам экспертов, к 2030 году 20% мирового автопарка будут составлять электромобили, и многие европейские страны поступательно двигаются к этой цели. Норвегия планирует уже к 2025 году полностью отказаться от машин с ДВС, Нидерланды ー к 2030, и Франция ー к 2040 году. Беларусь не отстает: по плану Malanka уже к 2030 году сможет обслуживать до 300 000 электромобилей.