В конце октября Министерство антимонопольного регулирования и торговли в очередной раз вынесло на общественное обсуждение проект указа «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка».
Среди всех инициатив, в документе предложено:
1) Ограничить совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети не более 5% от цены реализуемых продовольственных товаров.
2) Запретить ритейлерам взимать вознаграждения на социально-значимые товары и товары на которые государством регулируются цены.
3) Установить обязанность ритейлеров обеспечить минимальную долю продажи товаров отечественного производства в общем объеме продаж не менее 85%.
Представители Совета по развитию предпринимательства провели встречу в МАРТ и высказали ряд замечаний по предлагаемому проекту.
В частности, по мнению Совета:
1) Введение 5%-го ограничения на вознаграждения создает дискриминационные условия для деятельности субъектов хозяйствования, ограничивающие конкуренцию: торговые сети при выборе партнеров будут, прежде всего, ориентироваться на крупных поставщиков товаров высокой ценовой категории, что позволит в условиях ограниченной нормы вознаграждения получать более высокий доход.
Кроме того, при наличии указанных ограничительных мер может иметь место практика трансформации торговой премии в иные механизмы перераспределения (например, включение в договора условий об обязательных поставках через принадлежащие торговым сетям логистические центры либо перечисление платежей за продвижение товаров в пользу созданных специально для этих целей субъектов хозяйствования).
2) Запрет на предоставление вознаграждений в отношении социально значимых товаров вне зависимости от того, введены ли предусмотренные законодательством Республики Беларусь способы регулирования цен, ограничивает права производителей (поставщиков) по использованию допустимых и прозрачных механизмов стимулирования приобретения покупателем таких товаров. Как следствие, в целях рекламирования товаров в торговом объекте производители (поставщики) будут вынуждены обращаться в рекламные агентства и заказывать оказание соответствующих услуг в объектах розничной торговли.
3) Выполнение требований по приросту доли отечественных продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота до 85% может привести к ситуации, когда субъект торговли будет работать только «на склад» и, как следствие, суммарные расходы на приобретение, хранение товара и убытки от «заморозки» оборотных средств превысят стоимость такого товара, что сделает его абсолютно неликвидным.
Все это в результате не только ухудшит финансовое положение субъектов торговли, но и спровоцирует рост розничных цен.