Минск столкнулся с массовым переносом сроков ввода в эксплуатацию и открытия крупных торговых центров. По прогнозам экспертов компании «Твоя столица. Управление проектами», большинство объектов, открытие которых было запланировано на этот год, вероятнее всего, перенесут официальный старт на 2016 год.
Перенасыщение рынка торговыми площадями привело к усилению конкуренции и росту средней вакантности площадей. Практически все объекты испытывают дефицит арендаторов. В первую очередь проблема актуальна для новых торговых центров. Так, на рынке стало нормой открытие галереи, заполненной магазинами на 25-30%.
Многие торговые центры, которые планировали открыться в Минске в этом году, вынуждены пересматривать свои планы. Как правило, это связано с отсутствием якорных арендаторов или их неожиданной потерей. В первую очередь сложности возникают с продуктовыми ритейлерами, которым в текущей экономической ситуации стало сложнее выискивать средства на открытие новых супер- и гипермаркетов.
В отличие от всех остальных операторов, продуктовый супермаркет не просто арендует площадь — он интегрирован в объект на уровне проектной документации. Пока арендатор не установит предусмотренное проектом оборудование (холодильные камеры, печи, специальное освещение), весь торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию. Если продуктовый оператор отказывается от договора, то у застройщика остается лишь два варианта – либо приобрести и установить оборудование за свой счет, либо внести изменения в проект, исключающие наличие продовольственного магазина. Но тогда в будущем, если продуктовый ритейлер все же найдется, придется делать отдельный проект и заново проходить все согласования, отмечают в компании «Твоя столица. Управление проектами».
Еще одна проблема — дефицит операторов модной одежды. В Минске слабо представлены известные бренды. Большинство бутиков открываются на условиях франшизы на небольших площадях 40-150 кв.м, а бренды уровня Zara пока всерьез не рассматривают возможность прихода в Беларусь.
Вместе с тем некоторые девелоперы пошли иным путем: развивают собственные сети и бренды. Торговые центры, такие как «Корона» и «Е-сити», делают ставку на свои магазины и, следовательно, в меньшей степени зависят от привлекаемых арендаторов. «Чем большую роль девелопер играет в формировании трафика, тем выше шанс как можно скорее заполнить торговый центр», – объяснил ведущий специалист.
В качестве альтернативы — создание тематических объектов, что сейчас весьма популярно. Среди ярких примеров — мебельные торговые центры «Трюм» и «Град», которые за короткое время были заполнены операторами. По мнени экспертов, такой формат оказался востребован среди потребителей, поскольку позволяет за один раз охватить сразу несколько магазинов и прицениться. Вслед за мебельными центрами в столице должны появиться и другие интересные объекты со свежей концепцией.
В зоне риска оказались торговые центры гигантских размеров — площадью от 50 тыс. «квадратов». Существующие в стране ритейлеры способны заполнить лишь половину площадей. Без крупных зарубежных брендов таким объектам будет практически невозможно освоить большую часть помещений.
С начала года арендные ставки в торговых центрах в среднем снизились на 27% — до 24 евро с НДС за «квадрат». На стоимость аренды влияет местоположение торгового центра и арендуемой площади, интенсивность трафика и специализация оператора. Больше всего платят за аренду аптеки, ювелирные магазины и магазины косметики, расположенные в наиболее проходных местах торгового центра.
Чтобы привлечь посетителей, управляющие компании стараются развивать развлекательную составляющую. В торговых центрах открывают кинотеатры, семейные центры досуга, боулинги, ледовые катки и даже контактные зоопарки. «Возможно, они и не приносят какого-либо ощутимого дохода собственнику помещений, но их присутствие положительно влияет на интенсивность пешеходных потоков. Торговые центры Минска все больше начинают походить на ведущие европейские комплексы», — подытожил представитель «Твоя столица. Управление проектами».