Заместитель управляющего по продажам интернет-гипермаркета 21vek.by Сергей Стаюничев поделился с belretail.by последними актуальными для Беларуси тенденциями в сфере e-commerce, которые обсуждались на крупнейшей в России и Восточной Европе конференции «Электронная торговля» в конце октября.
Сергей Стаюничев
Заместитель управляющего по продажам
интернет-гипермаркета 21vek.by
Событие года – запуск «Яндекс.Маркетом» в Москве CPA-модели в категории бытовая техника и электроника
Пока больше обсуждений и разговоров, но тенденция очевидна, как и Amazon в свое время, «Яндекс» начинает выбирать самые популярные группы товаров и стремится стать продавцом в глазах потребителя, пряча от него реального поставщика товара, при этом активно используются сервисы Яндекса – «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Деньги».
Читать также: «Маркетплейсы остаются серьезными конкурентами для крупных игроков e-commerce рынка в Беларуси»
Для мелких магазинов – это начало конца, крупные в принципе никогда не делали ставки на площадки и не планируют работать по CPA модели. И тут уже есть риск для самого «Яндекс.Маркета», потому что как площадка сравнения цен, он должен предоставлять максимально широкий охват предложений.
Тренд года – передел рынка
Закрытие или продажа даже таких достаточно крупных проектов как e96.ru (приобретен «Техносилой»), корпоративная война в Ulmart.ru, рост онлайн-продаж в «М-Видео» и наконец Wildberries.ru – теперь самый крупный интернет-магазин в России, продолжающийся взрывной рост числа покупок из Китая и попытка игроков рынка e-commerce защититься от кроссбордера с помощью государства за счет введения НДС или снижения минимальной суммы покупки с €1000.
Потребитель меняет стандарты и подходы
Более 80% расходов потребителей в 2016 году будут направлены на приобретение товаров первой необходимости. Игрокам рынка приходиться работать в рамках пессимистичных сценариев.
Также потребитель демонстрирует более рациональный подход к покупкам, выбирает по цене, предъявляет больше требований к сервису, способам оплаты, срокам доставки и т.д.
Эволюция ритейла
В ритейле быстрее внедряются новые технологии: кассы самообслуживания, электронные ценники, бесконтактные платежи и пр.
«РИТЕЙЛ – ЭТО НЕ ПРОСТО ТОЧКА ПРОДАЖ.
РИТЕЙЛ – ЭТО ОПЫТ, НАПОЛНЕННЫЙ ЭМОЦИЯМИ, НОВЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, ПОЛУЧАЕМЫЙ НАМИ ПРИ ПОКУПКЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ТОВАРА»
Тимур Самерханов, руководитель направления по работе с компаниям розничной торговли в России и СНГ GFK
Также наблюдается изменение формата – классический оффлайновый ритейл идет в e-commerce и наращивает online-продажи с выдачей заказов в магазинах. Ulmart уже строит логистические центры с возможностью выдачи заказов.
Разница между крупными и мелкими игроками
У крупных операторов рынка e-commerce наблюдается постоянный рост ассортимента и рост продаж в юнитах. Все службы – call-центры, логистические службы, отделы по работе с рекламациями – развиваются в формате in-house. Маркетинг использует технологии big data и машинное обучение.
У мелких – специализация и поиск своей ниши. Все службы работают в outsource-формате – в первую очередь логистика, call-центры, решения в области маркетинга – автоматические ставки на площадках, выставление отзывов и т.д.
Рынок – все скорее плохо, чем хорошо
В России принято все считать в рублях. Выручка именно в рублях остается на прежнем уровне, в долларах соответственно огромное падение, но заказов становится больше, средний чек – ниже. Т.е. маржа на единицу товара тоже становятся ниже.
Рост доли социальных сетей в интернет-торговле
Все социальные платформы вводят новые сервисы, позволяющие пользователям выбирать и приобретать товары не переходя на сайт интернет-магазина, либо позволяющие продавцам делать прямые предложения потенциальным покупателям.
Главная проблема – логистика
В Беларуси ситуация с логистикой тоже стабильно сложная – законодательно фактически запрещена работа логистических операторов, про это уже давно все говорят, но пока так ничего и не изменилось. Все крупные игроки вынуждены строить свою логистическую службу, мелкие – работают вне правового поля.
Несколько крупных зарубежных игроков либо уже имеют белорусские подразделения, либо присматриваются в нашему рынку, но пока сохраняется статус кво.
Вывод
Жить и работать будет сложно, но очень интересно.
Мы скорее ожидаем уход с рынка нескольких заметных игроков, чем приход кого-то нового на наш рынок. В России своих проблем хватает, а зарубежные игроки точно не готовы к нашим реалиям.