Как и почему меняется рынок e-commerce: актуальные тенденции 2016 года

09.11.2016
Как и почему меняется рынок e-commerce: актуальные тенденции 2016 года
Все рекламные возможности портала belretail.by

Заместитель управляющего по продажам интернет-гипермаркета 21vek.by Сергей Стаюничев поделился с belretail.by последними актуальными для Беларуси тенденциями в сфере e-commerce, которые обсуждались на крупнейшей в России и Восточной Европе конференции «Электронная торговля» в конце октября.

 Заместитель управляющего по продажам интернет-гипермаркета 21vek.by Сергей Стаюничев

Сергей Стаюничев
Заместитель управляющего по продажам
интернет-гипермаркета 21vek.by

Событие года – запуск «Яндекс.Маркетом» в Москве CPA-модели в категории бытовая техника и электроника

Пока больше обсуждений и разговоров, но тенденция очевидна, как и Amazon в свое время, «Яндекс» начинает выбирать самые популярные группы товаров и стремится стать продавцом в глазах потребителя, пряча от него реального поставщика товара, при этом активно используются сервисы Яндекса – «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Деньги».

Читать также: «Маркетплейсы остаются серьезными конкурентами для крупных игроков e-commerce рынка в Беларуси»

Для мелких магазинов – это начало конца, крупные в принципе никогда не делали ставки на площадки и не планируют работать по CPA модели. И тут уже есть риск для самого «Яндекс.Маркета», потому что как площадка сравнения цен, он должен предоставлять максимально широкий охват предложений.

Тренд года – передел рынка

Закрытие или продажа даже таких достаточно крупных проектов как e96.ru (приобретен «Техносилой»), корпоративная война в Ulmart.ru, рост онлайн-продаж в «М-Видео» и наконец Wildberries.ru – теперь самый крупный интернет-магазин в России, продолжающийся взрывной рост числа покупок из Китая и попытка игроков рынка e-commerce защититься от кроссбордера с помощью государства за счет введения НДС или снижения минимальной суммы покупки с €1000.

Потребитель меняет стандарты и подходы

Более 80% расходов потребителей в 2016 году будут направлены на приобретение товаров первой необходимости. Игрокам рынка приходиться работать в рамках пессимистичных сценариев.

 Эволюция: покупатель, ритейл, категории e-commerce
 Выбор потребителя становится более рациональным

Также потребитель демонстрирует более рациональный подход к покупкам, выбирает по цене, предъявляет больше требований к сервису, способам оплаты, срокам доставки и т.д.

Эволюция ритейла

В ритейле быстрее внедряются новые технологии: кассы самообслуживания, электронные ценники, бесконтактные платежи и пр.

«РИТЕЙЛ – ЭТО НЕ ПРОСТО ТОЧКА ПРОДАЖ.

РИТЕЙЛ – ЭТО ОПЫТ, НАПОЛНЕННЫЙ ЭМОЦИЯМИ, НОВЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, ПОЛУЧАЕМЫЙ НАМИ ПРИ ПОКУПКЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ТОВАРА»

Тимур Самерханов,  руководитель направления по работе с компаниям розничной торговли в России и СНГ GFK

Также наблюдается изменение формата – классический оффлайновый ритейл идет в e-commerce и наращивает online-продажи с выдачей заказов в магазинах. Ulmart уже строит логистические центры с возможностью выдачи заказов.

 Современный «подключенный» покупатель хорошо осведомлен об интернете и технологиях, что меняет его поведение

Разница между крупными и мелкими игроками

У крупных операторов рынка e-commerce наблюдается постоянный рост ассортимента и рост продаж в юнитах. Все службы – call-центры, логистические службы, отделы по работе с рекламациями – развиваются в формате in-house. Маркетинг использует технологии big data и машинное обучение.

У мелких – специализация и поиск своей ниши. Все службы работают в outsource-формате –  в первую очередь логистика, call-центры, решения в области маркетинга – автоматические ставки на площадках, выставление отзывов и т.д.

Рынок – все скорее плохо, чем хорошо

В России принято все считать в рублях. Выручка именно в рублях остается на прежнем уровне, в долларах соответственно огромное падение, но заказов становится больше, средний чек – ниже. Т.е. маржа на единицу товара тоже становятся ниже.

Рост доли социальных сетей в интернет-торговле

Все социальные платформы вводят новые сервисы, позволяющие пользователям выбирать и приобретать товары не переходя на сайт интернет-магазина, либо позволяющие продавцам делать прямые предложения потенциальным покупателям.

 развитие e-commerce в социальных сетях
 Социальные сети меняют модель коммуникации: from one-to-one to one-to-many to many-to-many

Главная проблема – логистика

В Беларуси ситуация с логистикой тоже стабильно сложная – законодательно фактически запрещена работа логистических операторов, про это уже давно все говорят, но пока так ничего и не изменилось. Все крупные игроки вынуждены строить свою логистическую службу, мелкие – работают вне правового поля.

Несколько крупных зарубежных игроков либо уже имеют белорусские подразделения, либо присматриваются в нашему рынку, но пока сохраняется статус кво.

Вывод

Жить и работать будет сложно, но очень интересно.

Мы скорее ожидаем уход с рынка нескольких заметных игроков, чем приход кого-то нового на наш рынок. В России своих проблем хватает, а зарубежные игроки точно не готовы к нашим реалиям.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: