Компания Nielsen опубликовала рейтинг стран по Индекс потребительского доверия за 4 квартал 2016 года. Беларусь заняла 4-е место среди наиболее пессимистично настроенных стран в мире, при этом индекс не изменяется в течении последних 3 кварталов 2016 года.
В отчете отмечается, что белорусов беспокоит состояние экономики (31%), цены на продукты питания (29%), работа (29%) и тарифы на коммунальные услуги (25%). Все больше людей предпочитает экономить на одежде и развлечениях вне дома.
Глобальный Индекс потребительского доверия вырос на 3 пункта (п.) по сравнению с I кварталом 2016 года и установился на уровне 101, в предыдущем квартале Индекс равнялся 99 п. Потребительская уверенность укрепилась к концу года во всех регионах, кроме Африки и Ближнего Востока. В IV квартале 2016 года 44 рынка из 63, в которых проводилось исследование, продемонстрировали рост Индекса по сравнению с началом года.
Индекс потребительского доверия за 1 квартал 2016 года
Индекс потребительского доверия за 2 квартал 2016 года
Индекс потребительского доверия за 3 квартал 2016 года
Индекс потребительского доверия Nielsen складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение Индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.
Наиболее заметно возросла потребительская уверенность в регионе Северной Америки: в IV квартале 2016 года Индекс укрепился на 12 п. по отношению к I кварталу года. В США за год доверие потребителей выросло на 13 п., установившись к концу 2016 года на уровне 123 п. В Канаде Индекс потребительского доверия вырос за год с 93 п. до 98 п.
В Европе уверенность потребителей укрепилась на 3 п. по сравнению с началом года, в IV квартале 2016 года показатель составил 81 п. Индекс вырос за год на 25 европейских рынках из 34, входящих в исследование. Наиболее заметный рост продемонстрировали следующие страны: Нидерланды (+15 п. к I кварталу 2016 до 100 п. в IV квартале года), Испания (+12 п. до 86), Швейцария (+11 п. до 102), Швеция (+9 п. до 95) и Норвегия (+9 п. до 87). Индекс потребительского доверия в России в IV квартале 2016 года приостановил наметившуюся в предыдущих двух кварталах тенденцию к росту и вернулся на свое значение в начале года — 63 пункта. Среди европейских стран значение Индекса наиболее сильно упало в Латвии (-8 п.), Литве (-5 п.), Эстонии (-2 п.) и Турции (-6 п.).
Уверенность потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе возросла на 3 п. по отношению к I кварталу 2016 года до 111 п. 10 рынков региона из 14 закончили год более позитивно, чем начали. В Латинской Америке Индекс потребительского доверия увеличился на 5 п.: от 78 п. в начале 2016 года до 83 в IV квартале. Регион Африки и Ближнего Востока стал единственным, в котором к концу 2016 года потребительская уверенность снизилась: -5 п. до 83.