Рынок торговой недвижимости Беларуси. Краткие итоги года

13.04.2021
Рынок торговой недвижимости Беларуси. Краткие итоги года
Все рекламные возможности портала belretail.by

Управляющий директор, партнёр Colliers Денис Четвериков рассказал о ситуации на рынке торговой недвижимости в Республике Беларусь и какие тенденции будут наблюдаться в течение текущего года.

Читать также: Что происходит на рынке недвижимости в сегментах Retail & Street

Анализируя ситуацию, можно отметить следующее:

  • В 2020 году введен ряд объектов площадью 71,5 тыс. кв. м GLA, часть из которых прошла достаточно непростой путь до ввода в эксплуатацию.
  • Показатель ввода объектов торговой недвижимости сохраняет тенденцию к росту, правда на уровне планов. Удастся ли им быть претворенными в жизнь в ближайшие несколько лет – пока неизвестно.
  • 2020 год был достаточно турбулентным для части торговых операторов. 2021й перехватил у него эстафету. Так, совсем недавно рынок простился с сетью BIGZZ.
  • Диапазоны ставок арендной платы сохранились, однако чуть заметно снижение среднего показателя по рынку. По-прежнему, сохраняется дифференциация состояний между объектами в зависимости от их популярности.
  • Показатель вакантности в 2020 не вырос, однако наблюдалась активная ротация внутри объектов. Пандемия COVID-19 прошлой весной ударила по ряду арендаторов, однако на пустующие помещения быстро была найдена замена. Отдельные торговые центры даже смогли снизить вакантность за 2020-й год, среди них ТЦ Galleria, ТЦ Palazzo, ТЦ Момо.
  • Традиционно, крупных сделок в сегменте торговой недвижимости немного, в 2020 году их стало еще меньше.

Торговая недвижимость. Сток

 Рынок торговой недвижимости Беларуси 2020

Ставки. Торговые объекты

 Рынок торговой недвижимости Беларуси 2020

Ставки. Динамика показателя для помещения (300 кв. м, стандарт)

 Рынок торговой недвижимости Беларуси 2020

Вакантность

 Рынок торговой недвижимости Беларуси 2020

Покупка / вторичный рынок Беларусь

 Рынок торговой недвижимости Беларуси 2020

Насколько оправдались сегодня прогнозы, которые Вы давали осенью? Какие новые вызовы возникли на рынке торговой недвижимости?

Что касается прогнозов, то осенью мы давали возможные сценарии развития ситуации на рынках недвижимости Беларуси. В целом, за рамки этих прогнозов реальность не вышла. Пока мы находимся в рамках сценария, не предусматривающего каких-либо серьезных изменений и вызывающего опасения за дальнейшие макроэкономические и рыночные показатели. Хотя, конечно, прогнозы сегодня – дело неблагодарное. Можно лишь отметить, что текущая ситуация непростая для рынков недвижимости, в том числе для ритейла, в плане принятия решений. И это, пожалуй, самый главный вызов на сегодня. Если говорить более подробно, то ситуация характеризуется следующим:

  • посещаемость успешных торговых центров находится на достаточно высоких уровнях, вернувшись, в основном, к докризисным показателям;
  • агрегированные показатели рынка торговых центров не свидетельствуют пока ни о каких кризисных явлениях: в 2020 ввелось более 70 тыс. кв.м GLA торговых центров, на 2021-2022 запланировано еще более 230 тыс кв.м GLA торговых метров для ввода в эксплуатацию, ставки в ТРЦ серьезно не упали, вакантность примерно такая же, как и полтора года назад;
  • при этом мелкий ритейл, так называемый street retail более заметно отреагировал на ситуацию, в частности, возможно потому, что в значительной части состоит из площадей общественного питания: ставки аренды снизились в среднем на 15-25%, вакантных помещений стало больше;
  • дальнейшее развитие ритейла, по крайней мере на ближайший год, в значительной степени обусловлено текущей ситуацией в Беларуси: ожиданиями по возможному изменению структуры потребительских расходов и уровня доходов населения, девальвационные ожидания;
  • несмотря на большое количество заявленных к вводу на ближайшую перспективу площадей, маловероятно, что сколько-нибудь значимая часть из них будет введена в 2021 году;
  • на рынке продовольственных сетей происходят изменения: исчезла сеть BIGZZ, непростые времена переживает сеть Green, развиваются "Соседи", "Виталюр". Возможно, появятся новые игроки на рынке фуд-ритейла или еще больше поменяется баланс сил среди существующих;
  • крупные международные бренды по-прежнему работают в Беларуси и не уходят. Однако, новые международные fashion-ритейлеры не спешат заходить в Беларусь;
  • серьезных изменений форматов торгового пространства пока не видно, но, помимо того, что крупный ритейл достаточно инертный формат, тут еще надо учитывать белорусский реалии, в которых все новое приходит небыстро.

Что будет с ТРЦ Palazzo?

Безусловно, всех нас ждет светлое будущее. Не исключение и ТРЦ Palazzo. Объект находится в непростом местоположении и открылся в сложные времена. Однако, в целом, реализован качественно. Поэтому при условии правильных управленческих решений и определённом упорстве у него есть все шансы стать успешным. Возможно, произойдет это не так быстро, как хотелось бы. Но в качестве возможностей для объекта можно отметить открытие крупного качественного кинотеатра, наличие уникальных якорных fashion-операторов, хороший общепит, уникальная крупная досуговая составляющая, уникальные услуги для посетителей, маркетинг и прочее. Сегодня же один из вызовов для объекта – найти хорошую замену ушедшему BIGZZ.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: