Несмотря на уменьшение общего объема инвестиций в недвижимость Европы в первой половине текущего года, наблюдается возобновление интереса к торговой недвижимости. Согласно исследованию британской компании Savills, в этом году вложения в торговую недвижимость показали самую высокую долю транзакций с 2015 года. При этом наибольший интерес у инвесторов имеют ритейл-парки, сохранившие одни из самых высоких показателей доходности среди всех секторов недвижимости.
По данным аналитиков, в 2023 году посещаемость ритейл-парков, предлагающих большие, гибкие помещения с относительно низкой и доступной арендной платой и легкой доступностью мультимодальным транспортом, превысила доковидный уровень.
Как считает Барт Рабай, директор по инвестиционной стратегии Mitiska REIM, торговые парки прошли долгий путь в 10 годах от отдельных «больших коробок» на городской периферии. К тому времени привязка к еде была ключевым аспектом концепции торговых парков и до сих пор остается важным фактором ежедневной посещаемости.
Сегодня концепция торговых парков вышла за рамки традиционной розничной торговли и переместилась в то, что мы называем удобной недвижимостью. Эти проекты недвижимости, расположенные в городах, теперь предлагают рестораны, места отдыха, фитнес, медицинские кабинеты и аптеки, пункты выдачи интернет-заказов, станции зарядки электромобилей и многие другие потребительские услуги. Они также обслуживают смешанное использование, включая предприятия малого и среднего бизнеса, складские помещения, небольшие офисы, логистику последней мили.
Одна из тенденций состоит в том, что потребители становятся все более ограниченными во времени, но в то же время все более ориентированы на ценности. Это приводит к тому, что их выбор каналов розничной торговли стал основываться либо на впечатлениях, доставляемых покупкой, либо на удобстве, предлагаемом различными каналами розничной торговли.
Когда дело доходит до впечатлений, тогда шоппинг, ориентированный на пункты назначения, на главных улицах, в торговых и аутлет-центрах продолжает привлекать потребителей к спонтанным расходам. В то же время удобство посещения и расположения торговой недвижимости находится на другом конце спектра, и пандемия выдвинула его на первый план еще больше. Поскольку потребители продолжают становиться более целеустремленными и ориентированными на ценность в своих покупках.
Таким образом, изменения в покупательских привычках, в свою очередь, привели к тому, что некоторые виды торговых объектов перестали отвечать потребительскому спросу и современным стандартам. Классическими примерами этого являются крупные гипермаркеты и магазины Cash&Carry. Их владельцам стоит задуматься о перепрофилировании и создании современных, привлекательных и устойчивых проектов торговой недвижимости.