На фоне результатов расследования МАРТ в отношении компании «Евроторг», которое выявило давлении на своих поставщиков, издание office life собрало всю информацию крупнейшем частном ритейлере Беларуси.
История возникновения
Компания была основана в 1993 году, начинала с мелкооптовых поставок продуктов питания. Свой первый розничный магазин открыла в 1997 году. На начало июня 2019 года сеть насчитывала 822 магазина. Компания является абсолютным лидером рынка, ближайший конкурент («Гиппо» + «Белмаркет»), работающий в современных форматах торговли (СФТ), отстает от нее в 5 раз с долей рынка 8,2%.
Розничные продажи приносят до 90% оборота группы компаний
Активы
Группа компаний владеет сетями продовольственных розничных магазинов «Евроопт», «Хит! Экспресс», бытовой химии и косметики «Магия», бытовой электроники «Техноплюс», интернет-магазинами «Е-доставка» и «Гипермолл». Кроме магазинов компания владеет СтатусБанком и рядом производственных активов (мясокомбинат «Дзержинский» и рыбное фасовочное производство «Баренцево»).
Полный список подконтрольных компаний:
«Евроторг», «СтатусБанк», «Еврооптавто», «СитиБатл», «Е-Маркет», «Реторсия-инвест», «Варминэкспо», «Юлайн», «БелРосКомпани», «Дзержинский мясокомбинат», «Техно Медиа Трейд», «ПакХаус», «Дисконтный клуб», «Сотрудничество», «Баренцево», «ЕврооптАгро», «ЭлитПартнер»
Финансовые показатели
Размер уставного фонда «Евроторга» — $120 млн. Конечные бенефициары группы — Владимир Василько (49,75%), Сергей Литвин (48,75%), Александр Литвин (1%), Андрей Зубков (0,5%). Мажоритарные акционеры компании проживают за границей. В начале 2000-х им были предъявлены заочные обвинения по уголовному делу о неуплате таможенных платежей, после чего они были вынуждены эмигрировать. В Беларуси компанией управляют Александр Литвин (председатель совета директоров) и Андрей Зубков (генеральный директор).
Компания оценивает белорусский рынок продовольственного ретейла в 22 млрд рублей, свою долю на нем — в 19%. По беларусскому законодательству доля одной сети не должна превышать 20% для отдельно взятой административной единицы. Однако для некоторых регионов сделаны исключения — например, в виде эксперимента в Оршанском районе.
Компания позитивно оценивает потенциал роста современных форм торговли, по ее расчетам, в Беларуси этот сегмент сейчас занимает менее половины рынка и находится на уровне Польши и России 10-летней давности. Доля «Евроопта» в СФТ в прошлом году превысила 40%.
«Евроторг» является недостижимым лидером в Беларуси по онлайн-доставке продуктов питания — он контролирует около 98% рынка объемом примерно 235 млн рублей (3,6 млн заказов в 2018 году). У компании мощная складская инфраструктура и собственный автопарк из 0,5 тыс. автомобилей.
В прошлом году группа получила лицензию на предоставление почтовых услуг.
Выручка «Евроторга» за 2018 год составила 4,5 млрд рублей, чистая прибыль — 66 млн, активы компании составили 2,4 млрд рублей.
Основную выручку компании генерируют супермаркеты с торговой площадью около 200 квадратных метров (44%) со средним числом складских товарных позиций 9,5 тыс.
Несколько лет назад «Евроторг» изменил стратегию развития, сменив приоритеты с покупки и строительства собственных магазинов и сосредоточившись на аренде торговых площадей небольшого формата. Это было связано в том числе с высокой закредитованностью предприятия: на конец 2015 года показатель долговой нагрузки (долг/EBITDA) достигал 5,6х. Это вызывало опасения кредиторов и поставщиков. Однако за последние годы «Евроторг» снизил задолженность до 2,9х и теперь считает для себя «комфортным» уровень долга и график платежей по ним до 2022 года.
Снижение задолженности остается среди приоритетов компании. Она ищет покупателя на свой банковский актив, ее аффилированная компания продала долю в сети «Доброном», группа начала избавляться от торговых объектов, которые находятся в ее собственности.
«Евроторг» продал «Короне» крупный ТРЦ в Минске
Другие показатели
Компания «Евроторг» является одним из самых активных заемщиков и постоянно находится в поиске новых форм привлечения финансирования. В 2017 году она первой среди белорусских фирм провела заимствования на открытых международных финансовых рынках, выпустив евробонды на $350 млн.
В 2018-м «Евроторг» пытался выйти на IPO, будучи готовым выставить на биржу около 30% акций компаний и рассчитывая выручить за них до $250 млн. Однако спрос со стороны инвесторов не оправдал ожидания, и компания отложила планы по IPO до улучшения конъюнктуры.
«Евроторг» пытается привлечь финансирование также с российского рынка.
При этом стратегия заимствований «Евроторга» строится на снижении задолженности в валюте. Ее крупнейшим национальным кредитором сейчас является Беларусбанк (общая сумма кредитов — более 677 млн рублей).
У компании крупнейшая в стране программа лояльности: выпущено 2,6 млн карточек клиента, в программе скидок участвуют более 100 партнеров, владеющих более 1,4 тыс. торговых точек. В лотерее «Евроторга» «Удача в придачу» с момента старта приняли участие более 2,3 млн человек.
Фото tut.by