Исследовательская компания SATIO в cотрудничестве с платформой «Про бизнес» осенью этого года провела исследование того, как беларусский бизнес воспринимает текущую экономическую ситуацию и каковы его ожидания. В исследовании приняли участие топ-менеджеры и собственники более 400 компаний из разных сфер бизнеса. 13% опрошенных работают в сфере розничной торговле.
Основные выводы:
- политический кризис в стране приносит бизнесу больше проблем, чем пандемия СОVID-19,
- большинство компаний считает, что состояние экономики Беларуси плохое и в перспективе ухудшится еще больше.
Действия госорганов большинство представителей бизнеса оценили как недостаточные и несвоевременные, а зачастую еще и усугубляющие проблемы в экономике.
Из 420 опрошенных представителей компаний более 2/3 считают, что экономика страны находится в плохом положении. Половина опрошенных отмечает снижение выручки и маржинальности. Четверть компаний в этом году сократила штат сотрудников. Схожие ожидания и на будущее (сокращение выручки, маржинальности, штата).
Среди причин экономического кризиса на первое место вышел внутриполитический кризис, который отметили 39% респондентов. На втором месте идет пандемия коронавируса – 23%, а на третьем расположился мировой экономический кризис – 9%. При этом, оценивая действия властей, 60% опрошенных назвали их неправильными и только 17% – правильными. Соответственно среди первоочередных мер по выходу из кризиса бизнес ожидает прежде всего политических действий: разрешение политического кризиса – 46%, диалог властей с народом, бизнесом, оппозицией – 13%, прекращение репрессий и возврат в правовое поле – 11%.
Чаще других негативно оценивают состояние экономики молодые (младше 10 лет), небольшие (<50 сотрудников), частные компании и компании из Минска: они дают негативные оценки текущей ситуации и действиям государственных органов в области экономики, а также наиболее пессимистичны в прогнозах.
Полную версию отчета можно скачать в нашем телеграм-канале @belretail_by
Текущие действия государства по поддержке экономики большинство респондентов оценивают как неправильные, недостаточные и несвоевременные. При этом госпредприятия, которые участвовали в исследовании, менее критичны в оценках, чем частный бизнес, но и они считают, что действия властей по поддержке экономики недостаточны.
В ответ на открытый вопрос: «Что, по вашему мнению, должны сделать государственные органы для скорейшего выхода из кризиса?» компании назвали как политические, так и экономические меры:
- Среди предлагаемых респондентами политических мер — разрешение политического кризиса, диалог с народом и бизнесом, прекращение репрессий и возврат в правовое поле.
- Среди экономических мер для преодоления кризиса большинство компаний наиболее действенными мерами считают рассрочку и снижение платежей по налогам и взносам в ФСЗН.
Интересно, что даже в случае оперативного разрешения политического кризиса в стране наибольшая группа опрошенных ожидает возвращения экономики в нормальное состояние не раньше 2022 года. В случае если кризис не разрешится, такой возврат возможен в 2024 году или даже позже.
Также можно отметить, что из всех участников опроса менее пессимистично настроены компании, которые работают на рынке более 10 лет и уже переживали разные кризисы. Крупные компании (штат — более 50 сотрудников) чувствуют себя в среднем несколько лучше, чем мелкий бизнес. Компании не из Минска в своих оценках менее негативны, чем столичный бизнес.
Госсектор также менее пессимистичен в сравнении с частным бизнесом. Из отраслей лучше других кризис переживают компании из сферы сельского хозяйства и ИТ-сектора. Хуже всех — из отраслей HoReCa, туристических услуг, услуг для бизнеса, оптовой торговли и логистики. А наихудшие ожидания в отношении будущего — в сферах строительства и оптовой торговли.
Также интересно, что состояние отрасли, в которой они работают, люди склонны оценивать значительно хуже, чем состояние собственной компании.
На фоне текущей ситуации компании в первую очередь стремятся обеспечить безопасность и здоровье сотрудников и принимают меры по экономии средств; меры, направленные на развитие, принимает менее половины компаний
- Принимаемые меры считаются правильными, способствующими выходу из кризиса, но часто недостаточными
- Шаги на развитие более популярны среди тех, кто считает, что они лучше других переносят кризис
Радикальные меры (увольнения, неплатежи, релокейт) остаются весьма непопулярными
- На одну компанию, предпринявшую действия по релокейту, приходится почти 4, рассматривающих эту опцию (1/5 от всех компаний) – основным критерием выбора страны является схожесть рынков и возможности развития (Польша – самый популярный выбор)
- При этом большинство декларирует желание вернуться в Беларусь при изменении ситуации в стране
Еще несколько выводов:
- Государственные компании заявляют, что переносят кризис лучше частных – последние же упоминают больше проблем и более пессимистичны в прогнозах.
- Проблемы и действия компаний слабо зависят от пола руководителя, но в компаниях с руководителем-мужчиной упала скорее маржинальность, а женщиной – выручка.
- Опытные компании легче переносят кризис и позитивнее оценивают состояние экономики; молодым компаниям (младше 10 лет) приходится сложнее.
- Ожидаемо, с увеличением числа сотрудников растёт устойчивость компании и её оценки относительно кризиса.
- Обратная зависимость с экономическими показателями наблюдается и по размеру выручки; компании с большой выручкой также чаще предпринимают и антикризисные меры.
- Хотя не отмечается явной разницы по экономическим показателям, компании, частично работающие на экспорт, значительно чаще сталкиваются с отдельными проблемами (но и предпринимают больше антикризисных мер).
- Компании из малых городов реже декларируют отдельные проблемы и оценивают своё состояние лучше.
- Хуже переживают кризис минские компании – они же более пессимистичны в своих прогнозах и отношению к действиям государственных органов.
- Те, кто работает с физическими лицами, чуть хуже оценивают своё состояние (в частности, из-за снижения спроса).
- Бизнес, связанный с товарами, чаще сталкивался с ресурсными проблемами, а занимающийся услугами – скорее с вопросами спроса/мотивации.
Полную версию отчета можно скачать в нашем телеграм-канале @belretail_by