Маркетинговая служба Беларусбанка провела исследование финансового поведения клиентов банка. Участие в нем приняли 17,8 тыс. респондентов. Самая многочисленная группа участников опроса — это живущие в Минске замужние женщины 46-57 лет с высшим образованием и доходом от 1,2 до 2,5 тыс. рублей.
Основной источник дохода респондентов — зарплата (72,9%). В категории обязательных ежемесячных трат наибольшую долю занимает оплата коммунальных услуг, (81,8%). На втором месте затраты на мобильную связь и интернет (85,3%). Значительный удельный вес в обязательных тратах столичных жителей занимает оплата общественного транспорта (58,9%).
Помимо обязательных ежемесячных трат в тройке лидеров статей планируемых расходов у респондентов уход за собой (51%), медицина (47,2%) и личные накопления (41,7%).
Вывод: Среди планируемых трат большую долю занимают траты на базовые потребности: здоровье, стабильность и мобильность. Однако эмоциональные траты (уход за собой, расходы на питомцев, развлечения, хобби) все же преобладают.
Накопления
65,5% опрошенных регулярно откладывают или копят на конкретные цели. 40,6% хранят наличные дома, 39,3% держат средства на карте или счете. Банковские вклады выбирают лишь 18,6%. Финансовую подушку безопасности имеют 50,9% респондентов.
Эксперты сделали вывод, что опрошенные готовы копить и инвестировать, например, в валюту, но не считают приоритетным собирать на пенсию. Это свидетельствует о глубоком разрыве между сбережением накоплением (пассивное хранение) и инвестированием (активное приумножение).
Инвестиционные предпочтения
- Инвалюта (40,9%)
- Ценные бумаги (39%)
- Инвестиции в себя (31,9%)
- Криптовалюта (26,8%)
- Недвижимость (22,7%)
- Драгоценные металлы (19,1%)
- В собственный бизнес (11,4%)
- Краундинвестирование (5,6%)
- Другое (9,9%).
Инвестиции в разрезе возрастных различий
- 18-35 лет: криптовалюта
- 36-45 лет: недвижимость, ценные бумаги, краундинвестирование
- 46-57 лет: драг. металлы, собственный бизнес, ценные бумаги
Отношение к заемным средствам
55,2% респондентов имеют кредитные обязательства, причем в регионах доля заемщиков превышает аналогичный показатель по столице — 56,7% против 50%. Страховые взносы у опрашиваемых не в приоритете: их делают лишь 15%.
В то же время 47,4%, избегают кредитов либо воспринимают негативно. Только 23,2% считают их удобным финансовым инструментом. Большинство прибегает к ним вынужденно, только в крайних случаях (33,2%). Участники опроса отчетливо разделяют кредитование на разумное и неразумное. Наиболее оправданными целями считают крупные, фундаментальные приобретения: недвижимость (62,2%), автомобиль (36,4%), крупная бытовая техника (41,6%), мебель (33,2%). Оформление кредита на одежду, путешествия или лечение воспринимается как нерациональное. К рассрочке респонденты более благосклонны: простой и «бесплатный» в восприятии людей инструмент регулярно использует 41,1%.
Покупки
Онлайн-покупки совершают 84,6% респондентов. Чаше всего это одежда и обувь (55,6%), бытовая химия (41,2%), техника и электроника (40%), косметика (34,4%). Гибридный шопинг также стал нормой: 65,4% совмещают онлайн- и оффлайн-покупки, а 56,6% используют как маркетплейсы, так и специализированные магазины.
Большинство респондентов (77,7%) не знакомы с термином ESG, поэтому ESG — пока не тренд, а нишевая область. Для 18,9% респондентов в первую очередь важны условия продукта, а не его «зеленость». Ввиду отсутствия восприятия ЕSG как ценности, продавать такого рода продукты как отдельную категорию преждевременно.
Безналичный расчет доминирует: 41,7% используют его преимущественно, а 30,3% — чаще безнал, но с наличными в кармане. Основные инструменты оплаты — платежная карта (90,3%), Рау-сервисы (22%) и виртуальная карта (13,5%)
31,8% респондентов сообщили об отказе от безналичных платежей по причине нежелания менять привычки, 16,7% опрошенных опасаются за сохранность средств и 13% отказываются платить по безналу из-за необходимости предоставления персональных данных.
Наличные тоже не сдают позиций: они по-прежнему нужны «на всякий случай» (53,9%) или для покупок там, «где не принимают карту» (70,4%) и выполняют страховочную функцию — вдруг цифровая система даст сбой.
Для оптимизации потребительских расходов и сокращения трат респонденты используют классические методы — покупки по акциям (52,2%), сравнение цен (49,4%), промокоды, дисконт-центры, покупки в рассрочку, оптом и в рамках бюджета (16,5-22%). Мани-бэк воспринимается как дополнительная выгода, а не способ экономии.
Финансовый портрет современного потребителя
Финансовый портрет современного человека полон контрастов:
- он технологически продвинут, но финансово консервативен;
- хочет контролировать бюджет, но избегает рутины;
- боится кредитов, но любит рассрочку;
- живет сегодняшним днем, с тревогой смотря в будущее.
Опрошенные демонстрируют высокую адаптацию к цифровому миру и рациональный подход к крупным покупкам.
















BelRetail.by – это специализированный интернет-ресурс о розничной торговле и e-commerce в Республике Беларусь: актуальная информация о событиях отрасли, статьи, мнения; каталог ритейлеров, вакансии, профильное обучение, акции и бонусные предложения.