Эксперты компании «Твоя столица. Управление проектами» считают, что сегодня на рынке ритейла тон задают продуктовые сети и операторы быстрого питания, за которыми уже с трудом поспевают модные бренды и мебельные производители
«Лидером остается Минск, где на каждую тысячу жителей сейчас приходится свыше 600 кв.м торговых площадей (с учетом стрит-ритейла) – больше, чем в Лондоне, Барселоне и Берлине, – рассказал менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Управление проектами» Артем Давидович. – В ближайшие пять лет их концентрация и вовсе может удвоиться и достичь уровня Стокгольма, Варшавы и Хельсинки. Вслед за Минском подтягиваются областные и районные центры, на которые все чаще направляют свои усилия девелоперы и ритейлеры».
Наиболее активно прирастают новыми объектами продуктовые сети – прежде всего, «Евроопт», «Рублёвский» и «Корона». Ритейлеры не только арендуют и выкупают торговые площади, но и строят собственные супермаркеты и торговые центры («Е-Сити», «Замок», «Магнит» и др.). Высокая конкуренция на рынке вынуждает компании агрессивно расширять свои сети, чтобы плотно покрыть Минск и «захватить» регионы. Большинство ритейлеров стараются географически диверсифицировать свои программы развития и направляют инвестиции в разные регионы.
Торговые сети всё чаще строят и приобретают объекты самостоятельно – либо сами, либо через собственные организации. Так, сеть «Рублёвский» работает через девелоперов «Вондерлэнд Ритэйл» (строительство новых зданий) и «Торговый дом «Немига-Фаворит», который управляет текущими объектами и вводит новые, например, крупный супермаркет в Гомеле. «Такая модель весьма эффективна: девелопер с богатым опытом может куда эффективнее находить, приобретать и адаптировать объекты под требования сети. Но что важно, он тем самым освобождает ритейлера от несвойственных ему задач, экономит его ресурсы», – пояснил эксперт.
Продуктовые ритейлеры также активно арендуют площади, особенно в местах с интенсивным трафиком. Однако далеко не все торговые центры представляют для них интерес. «Продуктовые сети отдают предпочтение объектам с удачным местоположением, наличием известных брендов и большой парковкой. Только в этом случае можно оправдать открытие крупного супермаркета или гипермаркета. Никто не хочет быть единственным «якорем» и вытягивать объект», – отметил Артем Давидович.
В крупных городах расцветают объекты общепита. Только в Минске ежегодно открывают около 150 кафе, баров и ресторанов. Среди самых активных – международные бренды, открываемые по франшизе (Domino's, KFC, Sbarro, Baskin Robbins, Burger King, Papa John's, и др.). Вслед за Минском сети фастфуда взялись за областные центры.
«Сети фастфуда, как и продуктовые магазины, в меньшей степени прочувствовали на себе падение покупательской способности населения. За счет более гибкой ценовой политики и большого потока посетителей они могут работать эффективно. Сейчас же для них важно занять долю на рынке, поэтому все силы инвесторы бросают на расширение сетей. Так что фастфуда в Минске и регионах будет с каждым годом все больше, они будут вытеснять традиционные кафе и рестораны», – убежден специалист.
А вот модные бренды открывают магазины точечно. Хотя рынок слегка оживился в связи с открытием в Минске брендов LPP SA (Reserved, Cropp и House) и Inditex (Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear и др.). «Следующим шагом может стать появление в стране H&M. Кроме того, уже представленные в стране франшизы станут развиваться более активно», – подчеркнул эксперт.
Свое присутствие расширяют также белорусские производители и обувные бренды, готовые открывать магазины площадью до 1500 «квадратов». Большие ресурсы в свой рост вкладывают и мебельные компании, которые продолжают строить собственные сети и часто отказываются от дилеров. Еще одно востребованное направление – строительные супермаркеты.
В то же время практически «застыли» на месте премиальные бутики одежды и ювелирные салоны. Потребитель старается экономить в первую очередь на покупке дорогих вещей. Не выдерживают конкуренции с интернетом продавцы однотипных товаров, таких как автозапчасти. Рассчитанные на них торговые центры вынуждены искать новые концепции и форматы.
В целом рынок торговой недвижимости продолжит расти, несмотря на снижение покупательской способности и развитие онлайн-торговли. «Люди всегда будут ходить в магазины за продуктами или одеждой. Однако если сейчас мы наблюдаем перевес в сторону гастрономии, то в будущем будут подтягиваться и непродовольственные ритейлеры. Постепенно рынок вступает в стадию зрелости, как это уже произошло в Польше, Чехии или Германии», – считает Артем Давидович.