Насколько интересны для ритейлеров помещения на первых этажах жилых домов?

18.06.2018
Насколько интересны для ритейлеров помещения на первых этажах жилых домов?
Все рекламные возможности портала belretail.by

Вместе с появлением современных торговых центров, с каждым годом все больше коммерческих помещений появляется на первых этажах домов. И если раньше, когда все первые этажи домов были заняты квартирами, выход находился в изменении их функционального назначения на нежилое, то сейчас новостройки уже изначально проектируются со встроенкой на первых этажах. Что сейчас представляет из себя сегмент встроенных в жилье коммерческих помещений и насколько он интересен с точки зрения арендной доходности – рассказал руководитель «Твоя столица ▪ Недвижимость для бизнеса» Андрей Астрейко.

Среди коммерческой недвижимости, именно встроенные в жилые дома коммерческие помещения, в настоящее время можно назвать наиболее востребованными для инвестиций физическими лицами. Однако не каждое коммерческое помещение на 1-м этаже будет приносить собственнику высокий доход. У каждого типа встроенных помещений есть свои особенности, которые влияют на его рыночную ликвидность.

Встроенные в дома коммерческие помещения могут располагаться как на первых, так и на мансардных этажах. При этом последний вариант размещения характерен для домов моложе 2000 г.п. В то же время на первых этажах домов старше 2000 г.п. абсолютное большинство помещений – это бывшие квартиры, выведенные из жилого фонда.

Самые неоднозначные с точки зрения рыночной ликвидности, это помещения, расположенные на мансардных этажах домов. В качестве клиентского офиса они не подходят, поскольку для посетителей это неудобно. Особенно с учетом того, что лифт поднимается лишь до последнего жилого этажа, а уже на мансардный придется идти пешком.

Разместить в них офис компании тоже желающих мало, поскольку зачастую потолки в подобных помещениях имеют переменную высоту, а планировки далеки от правильных форм – все из-за технических и архитектурных особенностей мансардных этажей.

Основными потребителями подобных помещений выступают архитектурные и художественные мастерские. В последние годы к ним добавились различные обучающие курсы. Но в любом случае, рассчитывать на высокий спрос и арендные ставки собственникам не стоит.

В случае с коммерческими помещениями, располагающимися на первых этажах домов, все гораздо проще и понятнее. Чем ближе помещение располагается к пешеходным потокам, тем больший интерес представляет для арендаторов, что напрямую влияет и на уровень доходности для инвестора.

Если помещение располагается в оживленном месте, то оно используется в качестве торгового или сферы услуг, включая клиентские офисы турфирм, стоматологические кабинеты и т.п. В иных случаях, например, если вход в помещение осуществляется с тихого двора, то помещение может использоваться и просто для размещения офиса компании.

Что примечательно, востребованными являются практически все размеры от 20 и до 300 и более кв. м. Определяющим фактором является расположение и связанные с этим моменты: трафик и его структура, доступность на общественном и личном транспорте, визуальная доступность, удобство подхода и подъезда, наличие свободной парковки в приемлемой доступности, число проживающих и/или работающих в зоне шаговой доступности и многие другие факторы, которые эксперты всегда оценивают в комплексе и могут подсказать, кому данная локация (с учетом размера помещения) может быть интересна.

Назвать какие-то средние ставки аренды для встроенных помещений не представляется возможным. Это может быть и 5 EUR, и 70 EUR за кв. м. с НДС. Каждое помещение уникально. Даже при расположении в рамках одного дома. Если с одной стороны дома есть оживленный пешеходный трафик, значит и ставки аренды на помещения расположенные в этом месте будут высокими. А если другой торец дома выходит на безлюдную улицу – то и найти арендаторов можно будет только по минимальным ставкам.

Однако на любое встроенное помещение можно найти арендатора. Но не каждое встроенное помещение следует приобретать с желанием вложения средств.

Не каждое встроенное помещение при сдаче в аренду сможет приносить собственнику даже 5% годовых в иностранной валюте. При том что достижимым значением доходности сейчас является 10% и больше процентов годовых только от аренды. А ведь ещё есть рост стоимости самой недвижимости. Важно понимать, что нужно арендаторам – ведь именно этим и будет обуславливаться уровень рентного дохода. А у каждого местоположения помещения своя целевая аудитория арендаторов – одно место будет интересно и аптекам, и «услугам», и парикмахерским, и «торговле», а в другом разместится т.

Сейчас выбор встроенных помещений на рынке обширный. И с каждым годом будет только увеличиваться. Увеличивается население Минска, будут строиться новые дома. При этом жителям каждого из домов хочется видеть поблизости магазины первой необходимости (продуктовые, бытовой химии, аптеки и т.п.) и объекты оказания услуг (ремонт обуви, фотоуслуги, изготовление ключей и т.п.). И вследствие этого, помещения, встроенные в жилые дома или находящиеся от них в непосредственной близости, будут продолжать пользоваться популярностью у арендаторов.


Поделиться в социальных сетях:

Новости по теме: