Армен Манукян. менеджер по проектам интернет-торговли АШАН Ритейл Россия выступит на единственной в Беларуси международной практической конференции в сфере маркетинга и продаж «Взрывные продажи 4.0», которая состоится 21 октября в Минске. В преддверии данного бизнес-события Армен рассказал belretail.by как он оценивает белорусский рынок интернет-торговли, какую долю чистый мобайл занимает в интернет-продажах в России и насколько в ритейле и интернет-продажах востребованы новые решения и всевозможные примочки для e-commerce.
Как вы в целом оцениваете белорусский рынок интернет-торговли? Насколько он специфичен и насколько похож на другие рынки по основным параметрам?
Каждый рынок по-своему специфичен, не является исключением и белорусский рынок интернет-торговли. Но если смотреть глобально, то я бы его посчитал по большей части схожим с российским рынком.
По оценкам белорусских экспертов рынок достиг своего насыщения по количеству интернет-магазинов. На что следует обратить внимание владельцам крупных e-commerce площадок, чтобы успешно развиваться?
Начнем с того, что само понятие «насыщенность интернет-магазинами» в некоем роде эфемерное. Когда речь идет об оффлайне, можно говорить о насыщенности магазинами, так как улица не бесконечна, а интернет бесконечен и предела количеству интернет-магазинов априори быть не может. Если раньше интернет-площадки росли экстенсивно за счет появления новых покупателей в сети, то теперь самое время переходить к интенсивному росту: работать с лояльностью, повторными покупками, средним чеком, качеством услуг и т.д.
Не секрет, что многие оффлайновые ритейлеры сокращают свои площади в торговых центрах до уровня шоу-румов, а основной бизнес сосредотачивают на онлайн-продажах. Насколько силен тренд выхода оффлайновых игроков в интернет?
Крупный бизнес активно выходит на мультиканальные/омниканальные продажи. Я бы не спешил с заявлениями о том, что в онлайне крупные компании сосредотачивают свой основной бизнес, пока что онлайн в процентном соотношении не такой большой, как оффлайн, но активно прирастает из года в год. Логично предположить, что чем больше рынок, тем больше внимания ему уделяют компании.
E-commerce точно быстрее развивается в non-food сегменте. Крупные игроки сегмента дрогери уже обзавелись своими интернет-маркетами и службами доставки. Как обстоит дело с трендом omni-channel на этом фоне? Когда и в каких сегментах это будет развиваться быстрее?
Локомотивами развития e-commerce была электроника, так как ее легко выбирать и покупать в интернете, легко сравнивать ее в разных интернет-магазинах, за электроникой пошла бытовая техника по той же причине и т.д. Чем более развитым становится рынок, тем более сложные и нестандартные товары готовы покупать люди. До сих пор я часто встречаю у соотечественников вопрос: «Как можно покупать помидоры в сети? Вдруг привезут плохие?» Стоит отметить, что этот вопрос задают люди, которые покупают другие типы товаров в интернет-магазине. Данная проблема так же присутствовала на более развитых рынках (таких, как рынок Англии или США), основываясь на их опыте, можно сделать вывод, что данное мышление о невозможности покупки определенных типов товаров является стереотипным и проходит со временем.
Какова доля чистого мобайла в интернет-продажах в России? Какова ваша оценка по Беларуси?
Если мы говорим о доли конечных продаж через мобайл в России, то она не так высока, но стремительно растет (цифры приводить не буду, так как в зависимости от источников они сильно разнятся). Если же речь идет о влиянии мобайла на покупку, то здесь не стоит недооценивать канал: мобайл участвует больше, чем в половине цепочек покупок в интернете. Потребителю свойственно смотреть товар через мобильное устройство, прежде, чем купить его в оффлайне или в онлайне. В этом вопросе я бы не стал сильно различать российский и белорусский рынок.
Какие части бизнес-процессов сегодня требуют особенного внимания менеджмента сетей?
Как говорил А.П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно» То же самое касается и интернет-торговли! Все бизнес-процессы составляют единое целое: без хорошего маркетинга не будет клиентов, без хорошего сайта бюджет на маркетинг потрачен зря, без хорошей доставки не будет повторных заказов и т.д.
Маркетплейсы vs интернет-супермаркеты. Маркетплейсы — это зло? Для кого это зло, а для кого инструмент выхода на рынок? Ваша оценка ситуации
Маркетплейсы — это вовсе не зло, а всего лишь канал продаж. Я часто сравниваю маркетплейсы с торговыми центрами в оффлайне. На мой взгляд, супермаркет, находящийся в торговом центре, никак не является конкурентом самого торгового центра, более того, они являются партнерами, не будет клиентов у одного, не будет прибыли у другого!
Насколько в ритейле и интернет-продажах востребованы новые решения и всевозможные примочки для e-commerce от Гугла, Яндекса, Facebook, Вконтакте и прочих глобальных игроков?
Все необходимо тестировать. То, что не подходит одному, вовсе не значит, что не подойдет другому. При правильном использовании каждый инструмент может принести профит!
Справка
Армен Манукян — эксперт Ассоциации Компаний интернет-торговли, глава комитета по онлайн-торговле продуктами питания и алкоголем, советник по дистанционной торговле в Российском деловом совете по сотрудничеству с Пакистаном — в данный момент занимает должность менеджера по проектам интернет-торговли АШАН Ритейл Россия. Армен приезжает в Минск с мастер-классом на тему: «Интернет-продажи. Реалии и опыт, за который я заплатил». О том, почему в интернет-магазине выгодно продавать товар стоимостью 3 рубля, как сократить затраты на колл-центр и предоставить качественный сервис и многом другом Армен расскажет на итоговом бизнес-событии года.
Зарегистрироваться и узнать подробнее о единственной в Беларуси бизнес-конференции «Взрывные продажи 4.0» можно на сайте.
Или по телефонам:
(+375 17) 306 08 04
(+375 29) 690 00 17
Место проведения: Минск, пр. Победителей, 103, отель «Виктория Олимп».
Время проведения: 21 октября 2016 года. 09:00 – 18:30.