Недавно ученые Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники представили свою новую разработку под названием «Умная корзина», которая, по их мнению, оставит магазины без очередей, кассиров и продавцов. Но насколько это так?
По заявлению авторов, «Умная корзина» представляет из себя RFID-комплекс, который показывает название, точную стоимость товара и сумму для оплаты, а также позволяет покупателю рассчитаться за товар без присутствия продавца.
В основе разработки — технология радиочастотной идентификации (RFID). Она считается базовой технологией в концепции «Интернет вещей». Каждый объект, будь то товар на полке в магазине или в складском помещении, маркируется цифровым кодом — радиочастотной меткой. В каждой из них — антенна со встроенным миниатюрным чипом. В его память можно записать не только информацию о товаре, но и с внешних датчиков. Это позволяет отследить цепочку поставок, а также основные параметры среды, в котором находился продукт, и установить, где и почему ухудшилось его качество.
Основной сложностью использования данной технологии является необходимость точной установки метки. Как объясняет доцент кафедры информационных радиотехнологий БГУИР Валерий Кирильчук, для эффективного «считывания» данных она должна «подойти» к конкретному товару в конкретных условиях. Значит, ее нужно правильно выбрать и установить с учетом параметров маркированных товаров и окружающей среды.
RFID-комплекс — это оборудование для исследования основных параметров меток и устройств считывания. Разработка повышает эффективность их работы в сложных условиях окружающей среды.
Чтобы использовать это решение в ритейле метка должна быть установлена на каждой единице товара, надежно спрятана и защищена. Также важно, чтобы оборудование безошибочно считывала информацию с данной метки.
В планах ученых университета — открыть сертифицированную лабораторию для исследования и испытания не только устройств RFID-систем, но и компонентов беспроводных сенсорных сетей.
Однако каковы перспективы использование таких меток и в целом технологии в ритейле?
Осенью 2018 года минская IT-компания Kakadu Development открыла оффлайновый магазин товаров для домашних животных ZOOQI без продавцов. Все товары магазина были промаркированы электронными метками, которые считываются при выходе, а вход и выход с последующим списанием средств осуществлялись по специальному приложению.
Однако следует помнить, что каждая метка стоила около $0,5. Т.е. цена каждого товара увеличивается на стоимость метки и затрат на ее установку. Однозначно для массового рынка такое решение не подходит. Для большинства товаров массового потребления затраты на технологию буду сопоставимы со стоимостью товара.
К тому же метку необходимо установить так, чтобы покупатель не мог ее отделить от товара и тем самым совершить кражу.
В известном AmazonGO применяется более сложная технология — товар распознается через видеокамеры и не требуется на каждую упаковку наносить метку.
К сожалению, первый в Беларуси магазин без кассиров и продавцов ZOOQI через полгода закрылся. По утверждению его владельцев, его закрытие связано с внезапным расторжением договора аренды, а не с низкой эффективностью и невостребованностью данного формата.
RFID-технология скорее всего подойдет для продавцов дорогостоящих товаров (одежда, обувь и пр.), а также для решений в области логистики и учета товаров на складах.